Текст: Надежда Толстоухова (Екатеринбург)
Фото: www.btrl.net
Свердловская областная библиотека для детей и юношества стала одной из центральных площадок прошедшего в Екатеринбурге Дня чтения. Этот фестиваль оказался хорошим поводом для родителей вновь задуматься о том, как приучить ребенка читать книги. Об этом корреспондент "РГ" поговорил с директором библиотеки Нелей Жамалетдиновой.
Неля Романовна, понятно, что тема ненова, но все-таки как сегодня, в век Интернета и телевидения, привить нашим детям любовь к чтению? С тем, что читать нужно, согласно большинство родителей, но как убедить в этом ребенка?
Неля Жамалетдинова: Я категорически против таких формулировок. Приучать - значит оказывать давление, заставлять силой. Когда чтение из разряда удовольствий переходит в разряд наказания, ничего хорошего ждать не приходится. На современного ребенка и так слишком сильно давит школа. Неправ будет тот родитель, который, ударив кулаком по столу, отправит уставшего после уроков сына или дочь читать то или иное произведение, потому что "задали". Так можно навсегда отбить всякое желание брать книгу в руки. Лучше вернуться к чтению в хорошем настроении.
Говорят, если дома любят чтение, ребенок тоже обязательно им увлечется.
Неля Жамалетдинова: Не всегда. По крайней мере, в большинстве случаев это правило уже не работает. Есть много других способов провести досуг, нежели пытаться вникнуть, что интересного папа с мамой нашли в своих книжках. Поэтому
единственный способ привить ребенку любовь к чтению - сделать так, чтобы книга сопровождала его с момента рождения и даже раньше.
Чтобы она стала продолжением его - и вашей - руки.
Беременная женщина читает вслух сказки, и малыш уже в утробе реагирует на звуки родной речи. Мама кормит сына на руках и по памяти рассказывает ему детские стихи и потешки. А как только он научится сидеть, берет его на колени, читает и показывает в книжках яркие картинки, позволяет прикоснуться к странице. Ребенку постарше родители читают на ночь. Часто именно следя за чтением взрослого, дети осваивают законы языка и учатся читать. Конечно, это больше касается аналитических языков - английского, французского, немецкого, но и в случае с русским - синтетическим - языком тоже отчасти действует. Так постепенно ребенок привыкает к тому, что его постоянно сопровождает книга. Можете быть уверены, с ней у малыша всегда будут связаны теплые чувства.
Юный книголюб сегодня - это обязательно ребенок с бумажной книгой в руках?
Неля Жамалетдинова: С бумажной книгой, с электронной, с планшетом - большого значения не имеет. Важно, чтобы он видел перед собой текст, обдумывал его смысл, переходя от строчки к строчке. Поэтому
аудиокниги я детям давать не советую.
На мой взгляд, это некий суррогат книги, который потребляют походя, параллельно занимаясь чем-то еще. Таким образом проникнуть в смысл и хоть что-то вынести для себя практически невозможно. Кроме того, есть большая разница между тем, как мы раньше слушали аудиоспектакли по радио и как слушают аудиокниги нынешние дети. В большинстве своем они визуалы, таковыми их сделали современные технологии. Им физически трудно представить перед собой картину, описываемую в звучащем "по пути" произведении, она от них ускользает.
По вашим наблюдениям, кто сегодня чаще открывает перед ребенком двери библиотеки?
Неля Жамалетдинова: К сожалению, учителя. И, к сожалению, многие из них делают это для галочки, не интересуясь, вернутся их ученики сюда когда-нибудь еще или нет. Тут весь груз ответственности ложится на плечи библиотекаря: сможет он увлечь ребенка, сможет побудить его прийти еще раз? Но справедливости ради надо сказать, что в последнее время в библиотеку стали приходить молодые родители, которые пытаются заинтересовать ребенка чтением. У нас есть такой проект - "Детская чайная читальня".
Мы приглашаем детей с родителями, вместе читаем, пьем чай и обыгрываем прочитанное - ставим мини-спектакли, делаем игрушки.
Многие с охотой присоединяются и ходят семьями регулярно.
Нарисуйте портрет вашего читателя. Сколько ему лет, зачем посещает библиотеку?
Неля Жамалетдинова: Большинство - девочки в возрасте от 10 до 13 лет, которые хорошо учатся и стремятся еще больше преуспеть.
В библиотеку они приходят, чтобы взять книги по программе, подготовить доклад, написать реферат.
Художественной литературе, увы, уделяют гораздо меньше внимания, чем учебной. Мальчики тоже бывают, но не так часто, как мы хотели бы. Остались, конечно, и те, кто ищет в книгах ответы на жизненные вопросы. Как правило, это дети, от которых родители слишком многого хотят, пытаясь реализовать за их счет собственный несложившийся сценарий. Есть и ребята из неблагополучных семей, сбегающие в библиотеку от домашних проблем. Иногда такие дети делятся своими бедами с библиотекарями, и мы помогаем им чем можем.
Готовы ли библиотекари к новому формату общения с детьми? Всегда ли они могут найти к ним подход, не занимая позу ментора?
Неля Жамалетдинова: Почти все молодые сотрудники готовы. Я вижу, как они стараются заинтересовать ребенка, отыскать и предложить ему книгу, которая найдет отклик в душе и заставит его вернуться в библиотеку снова. Те, кто по каким-то причинам не хочет или не может вести такую работу с читателями, а в основном это люди старшего поколения, уходят в книгохранилище и там благодаря своему опыту становятся незаменимыми.
Библиотеки проводят множество мероприятий, от заседаний поэтического клуба до встреч любителей плетения макраме, стараясь привлечь посетителей. Не мешает ли это выполнять основную функцию?
Неля Жамалетдинова: Нашей библиотеке не мешает - у нас хватает места всем. Что касается основной функции, она сегодня, как мне кажется, трансформировалась. Постепенно
библиотека становится местом, куда идут уже не просто взять художественную литературу или собрать информацию для реферата, а интересно, весело и с пользой провести время.
Как выбрать ребенку хорошую книгу в магазине?
Неля Жамалетдинова: Без предварительной подготовки - практически никак, лишь доверившись удаче. Предложение книг огромно, но далеко не всегда это чтение, а не чтиво. Поэтому я советую предварительно знакомиться с книжными обзорами и рейтингами. Их легко найти на сайтах крупных библиотек. Мы время от времени выпускаем рекомендательные списки детской литературы в виде буклетов. У нас в городе живут два настоящих знатока детской литературы - Татьяна Шмотьева и Елена Квашнина. Они составляют свои рейтинги и рекомендации и с удовольствием делятся ими. Татьяна Анатольевна, например, ведет свою группу "БиблиоБабушка" в Facebook.
И напоследок, назовите, пожалуйста, несколько книг, на которые родителям стоит обратить внимание.
Неля Жамалетдинова: Из классики - Астрид Линдгрен "Братья Львиное Сердце", "Эмиль из Леннеберги", рассказы Носова. Из современой литературы - произведения Ольги Колпаковой, Светланы Лавровой, Марины Аромштам, Тамары Крюковой, Ирины Краевой, Тамары Михеевой, Ольги Громовой.
Что делать, если ребенок подрос, собирается или уже пошел в школу, а к книгам как был, так и остается равнодушен?
Неля Жамалетдинова: Нужно внимательно за ним наблюдать. В какой-то миг интерес обязательно проснется, и школьник заглянет на книжную полку. Ни в коем случае нельзя допрашивать его с пристрастием, почему он выбрал именно эту книгу и кто посоветовал ее прочитать. Закон отрицания обязательно сработает так, что ребенок ее отбросит. Лучше, наоборот,
подыграть и демонстративно забрать книгу у него из рук, сказав, что ему такое читать рано.
Но убрать не высоко на антресоли, а на видное место. Будьте уверены, книгу обязательно достанут и прочтут, так уж устроен человек. Потом можно вместе посмеяться над этой вашей хитростью.
МНЕНИЕ
Мария Ботева, писательница, поэтесса, драматург:
- Я не думаю, что в ста процентах случаев важно, чтобы ребенок читал. Некоторые воспринимают мир через слово, через текст, другие - визуально или тактильно. Мы же не можем решить, кто из них лучше. Есть, например, замечательные кинорежиссеры, которые осилили полторы книжки, но тем не менее снимают хорошее кино.Конечно, считается, что проводить время за чтением полезно. Хотя бы потому, что, когда мы открываем новую книгу, в голове образуются новые нейронные связи. Я сама воспринимаю чтение как радость, и поэтому для меня понуждение к чтению не имеет смысла, ведь нельзя заставить человека радоваться. Ребенок и так обязан ходить в школу, делать уроки, есть полезное, когда хочется вредное. Когда к этому добавляется еще и чтение, он неизбежно станет сопротивляться. Причинять добро - не тот путь.
Я начинала писать из любопытства перед жизнью. Поэтому, думаю, и читать мою книгу ребенок возьмется тоже из любопытства. Здорово, если мы совпадем в этом чувстве.
Ссылки по теме:
Учитель литературы: «Со списками чтения — беда»
Десять рекомендаций родителям читателей 7–11 лет
Оригинал статьи:
Книга должна быть продолжением руки — «Российская газета», 12.10.2016