21.12.2016

Ребенок и планшет: дополненная реальность?

На круглом столе в редакции «Года Литературы» родители поспорили с бизнесменами

книга дополненная
книга дополненная

Текст: Ольга Барабаш

Фото: Виктор Васенин и издательство «Феникс»

Иллюстрации бумажных детских книг скоро оживут. Их герои будут двигаться, петь, танцевать. Вдохнуть жизнь в плоские картинки поможет технология дополненной реальности. Издательство «Феникс» выпустит серию развивающих книг для детей от четырех лет. На круглом столе в редакции «Года Литературы» авторы проекта показали первые образцы. Но родители раскритиковали новинку.

Никаких 3D-очков не понадобится. У вас есть бумажная книжка. На обложке — QR-код, он позволит бесплатно скачать приложение. Вы запускаете приложение на планшете и наводите его камеру на картинку, — объясняет Бахрам Файзутдинов, директор по развитию компании MyBookTools, технического разработчика проекта. — Вот рыба-еж, к ней подплывает акула, и рыба-еж раздувается. На экране планшета ребенок в деталях видит, как защищаются морские жители.


Совместное использование книги и смартфона приобщит детей к чтению, считает команда «Феникса».


А наработанные к настоящему времени готовые решения позволяют сильно опустить «порог вхождения» в этот рынок. Но собравшиеся журналисты, в большинстве своем родители детей дошкольного и школьного возраста, встретили новинку скептически.

— Сейчас вокруг и так засилье интернета, зачем мне подталкивать ребенка в виртуальность, вручая ему телефон или планшет, — удивляется редактор раздела «Образование» Наталья Лебедева. — Наоборот,


родители маленьких детей стараются убрать все виртуальное и развернуть ребенка в мир реальный, где надо клеить, лепить, мастерить поделки.


Действительно «монтессори-педагогика», основанная как раз на этом «клеить, лепить», сейчас на подъеме, соглашаются издатели. Но в большинстве своем родители не столь ответственны. В подтверждение издатели приводят свой опыт общения с покупателями.

На массовом рынке запрос совсем другой — что бы такое купить ребенку, чтобы он не трогал тебя некоторое время, — говорит главный редактор «Феникса» Антон Фоминичев. — Пройдитесь утром в любом семейном отеле — дети сейчас даже завтракают с планшетами.

Родители уже никогда не победят планшет, и нет смысла спорить, хорошо это или плохо, считают разработчики проекта. Лучше предложить родителям «форму некой интеграции планшета и книги, когда одно дополняет другое».


Дети открыли вашу реальность и запали на нее. Что заставит их вернуться к книжке и смотреть на плоскую картинку?


— не сдаются журналисты.

В ответ издатели объясняют, что один и тот же сюжет быстро наскучит ребенку. Он перевернет страницу в поисках следующей картинки. Но родители уверены: искать чадо будет только оживающие картинки. А когда они закончатся, со смартфоном не расстанется.

 Если вы даете ребенку в руки смартфон, зачем тогда книжка? Он отложит книжку в сторону. — Шеф-редактор «Года Литературы» Михаил Визель не понаслышке знает, что дети могут развлекаться со смартфоном бесконечно.

— Взрослые, вообще-то, закрывают доступ с помощью «родительского контроля», — парирует Бахрам Файзутдинов, предлагая установить приложения, ограничивающие использование техники ребенком.

ПОКЕМОНЫ И ФИКСИКИ-ПЕРВОПРОХОДЦЫ

«Оживлять» бумажные книги с помощью дополненной реальности издатели начали еще десять лет назад. Но успеха эти проекты не имели. Потребители плохо понимали, что они купят в итоге.

— Разъяснительную работу провели покемоны. Приложение Pocemon Go скачали десятки миллионов владельцев смартфонов, — говорит Файзутдинов. — Истории о ловцах покемонов растиражировали СМИ.


И всем стало ясно, как работает дополненная реальность,


— наводишь смартфон на домашний цветок или на окно, а у тебя там покемончик.

Смогут ли маленькие дети управлять связкой «книга - планшет»? В этом сомневается один из тех, кто «оживлял» детские журналы несколько лет назад. В компании «Цифропром» Александр Романовский внедрял дополненную реальность на страницы журналов про Фиксиков и других персонажей мультсериалов.

— Мы протестировали в огромном количестве детских садов такие истории. Мы ездили по Москве из конца в конец, — говорит Романовский. — Детям до пяти лет это вообще не подходит. Им сложно удерживать планшет на одном месте и целиться в определенный фрагмент. Это нормально для детей, начиная с семи лет. Семь лет и выше, там уже с мелкой моторикой и фокусировкой внимания все в порядке.

В ЧЕМ РОДИТЕЛИ НИ БУМ-БУМ

Дополненная реальность идеальна для учебных пособий, считает Романовский, который сейчас возглавляет отдел цифровых технологий в издательстве «Музыка». Родители не всегда могут помочь ребенку с уроками и будут рады, если часть объяснений возьмут на себя виртуальные герои.

— Дети занимаются музыкой, родители обычно в музыке ни бум-бум. Ребенок дома занимается один. Папа с мамой ему не помощники, это не математика и не география. Ребенок оказывается наедине с печатным экземпляром, - говорит Романовский. — В наши книги для младших классов музыкальных школ мы думаем добавить каких-нибудь персонажей: нотка До, нотка Си прыгают и поют.

Виртуальных героев для целей образования родители приняли бы на ура, уверен Романовский. С этим родители из числа участников круглого стола согласились.

Однако «Феникс» не планирует «оживлять» свои учебные пособия. Сфера образования очень консервативна, закрыта и с трудом принимает новинки. Педагоги годами рекомендуют ученикам одни и те же пособия. Даже изменение цвета обложки ведет к падению продаж, рассказали представители издательства: педагог говорит «купи зелененький учебник» — и ученик ищет именно «зелененький».


Встроить дополненную реальность в «развивайки» для малышей «Феникс» считает более выгодным.


Даже если книжку не купят родители, так подарят бабушки-дедушки. Гарантия тому — низкая цена.

Это цена, которую можно озвучить так: возьму попробовать. Двести рублей за цветную 16-страничную тетрадку с разворотом многоразовых наклеек, — говорят авторы проекта. — Это цена, которая еще не включает критическое мышление.

С каждым годом дошкольники все лучше и лучше управляются с техникой. Двигать пальцами по сенсорному экрану многие малыши умеют лучше, чем говорить. Судить о пользе «планшетных» навыков могут педагоги Великобритании. Здесь дети идут в школу уже с четырех-пяти лет. Часто на учительских конференциях звучат такие слова:


Мы все больше видим детей, которые блестяще работают с девайсами, но не справляются с обычным письменным тестом и не могут применить то, что узнали из учебников.


Уже с нового года выпускающий учебную литературу «Феникс» начнет смело рубить сук, на котором сидит. В феврале издательство отправит в магазины первую партию оживающих под прицелом смартфона книг. И планирует «пройти точку безубыточности» через 90—120 дней от старта.