13.03.2017
Куда сходить

Сибирский камертон. Валентин Распутин

В РГБ открылась выставка, посвященная Валентину Распутину

Выставка в РГБ посвященная Валентину РАспутину
Выставка в РГБ посвященная Валентину РАспутину

Текст: Наталья Соколова/РГ

Фото: Константин Завражин/РГ

Выставка «Живая душа России» разместилась в Румянцевском зале отдела рукописей «Ленинки» в Доме Пашкова. Несколько небольших витрин рассказывают о разном Распутине — писателе, муже, отце, публицисте, борце, патриоте. Посетителям представили фотографии, автографы рукописей, письма, награды. Валентин Григорьевич не вел личный архив: многое из его рукописей утрачено, автографы Распутин часто разрывал и выбрасывал, оставлял только письма от самых близких друзей — Василия Белова, Владимира Крупина, Виктора Астафьева. Когда в начале 2000-х отдел рукописей «Ленинки» обратился с просьбой к Валентину Распутину передать в библиотеку хотя бы часть своего архива, Валентин Григорьевич скромно спросил: «А кому это интересно?» Оказалось, что необычайно интересно. Как говорят сотрудники библиотеки, с архивом Распутина сегодня работают одновременно сразу несколько исследователей, в том числе из США и Европы.


Главная особенность юбилейного проекта в РГБ, приуроченного к 80-летию со дня рождения писателя, — на выставке представлены новые документы и поступления, которые еще никто не видел.


Даже на этикетках к некоторым экспонатам нет номеров единицы хранения — несколько фотографий и документов атрибутированы «б/ш», что означает «без шифра» - экспонат еще не введен в научный оборот и только-только поступил в фонды.


Вторая особенность — на выставке нет копий, только подлинники.


Автограф рукописи последней повести Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» и окончание рассказа «В больнице» передал в РГБ близкий друг писателя Анатолий Пантелеев, сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета. У Валентина Григорьевича был невероятно мелкий почерк: на одном рукописном листе у него помещались 4—5 машинописных листов.

Куратор выставки Марина Волкова вспоминает: «До конца дней, несмотря на проблемы с глазами, у Валентина Григорьевича был такой почерк. Зато в юности и молодости зрение у Распутина было настолько хорошим, что, стоя на одном берегу Ангары, он мог читать вывески на домах другого берега. Когда он по настоятельной нашей просьбе принес в РГБ свои рукописи и я увидела их впервые, у меня возникла ассоциация — строчки напоминают цепочки маковых зернышек или просто прочерченные прямые линии. Валентин Григорьевич спросил: «Вы, наверное, думаете, как вы это будете читать?» Я ответила: «Нет, у меня другой вопрос — как это можно было написать и чем?»

И тогда писатель рассказал, что из заграничной командировки в Японию его друг привез для него карандаши с очень острым стержнем. Этим карандашом была написана, в частности, повесть «Живи и помни». Фрагмент этой рукописи, считавшейся утраченной, также представили на выставке. Еще один редкий экспонат - пропуск на гору Афон с подписями настоятелей всех афонских монастырей, в которых Валентин Распутин вместе с Саввой Ямщиковым и Максимом Шостаковичем побывали в 2004 году. Рядом - блокнотик с путевыми заметками и очерк, посвященный этому путешествию.


Потомки писателя передали в архив РГБ бесценные семейные фотографии.


На одной из них - Валентин Распутин с мамой Ниной Ивановной в Иркутске в Знаменском монастыре у памятника исследователю Сибири Григорию Шелихову. Кадр сделан не позднее 1994 года, а в 2015 году Валентин Григорьевич нашел здесь свой последний приют.

Или фотография из совсем другой жизни: студент Валентин Распутин в окружении своих однокурсниц (1957—1958 гг.) на фоне автомобиля «Победа», который только-только начал появляться на улицах советских городов. Писатель закончил филфак Иркутского государственного университета и мечтал о профессии учителя-словесника.

Валентин Распутин с внучкой Антониной. И совсем личная фотография: Гриша, Люба и Надя Распутины - внуки писателя, беззаботные и веселые, уплетающие за обе щеки морковку и огурцы с семейного огорода. А на старенькой черно-белой карточке - простая деревенская изба, в которой родился Валентин Григорьевич. Снимок сделан в 1958 году, еще до того, как дом перенесли на 36 км в сторону, а место, где он стоял, было затоплено для сооружения Братского водохранилища.

«Григорьич, поздравляю тебя и твое семейство с Рождеством и новолетием. Дай всем Господь здоровья и благополучия…» - свои письма к Распутину Василий Белов неизменно начинал с такого дружественного и теплого обращения «Григорьич». Часть представленных на выставке писем к друзьям ранее не публиковалась. Несколько писем Александра Солженицына к Распутину было опубликовано в «Солженицынских тетрадях». Одно из них представили посетителям. Солженицын отмечает особое чувство языка, присущее прозе Распутина: «Вы интимно пристальны к душевному состоянию. А чувство русского языка у Вас дыхательное…»


 Известному рассказу «Уроки французского» посвящена своя витрина.


Главная героиня - учительница Валентина Григорьевича Лидия Михайловна Молокова. Она уехала из Усть-Уды после смерти мужа, преподавала французский в Сорбонне и совершенно случайно, спустя много лет в Париже узнала, что ей посвящен рассказ - просто купила сборник рассказов Распутина. Она написала письмо Валентину Григорьевичу. Завязалась переписка. «Где берешь ты силы на свои дела? С фотографии смотрит на меня не богатырь, а седой, уставший, пожилой человек. Я устыдилась, что до сих пор обращаюсь в письмах все Валя да Валя» — такое теплое письмо Лидия Михайловна в 2005 году отправила Распутину после прочтения интервью с ним в «Восточно-Сибирской правде». Их переписка оборвалась со смертью Лидии Михайловны в 2011 году.


«Я коренной сибиряк, тутошний», — говорил о себе Распутин.


Валентин Григорьевич не мог без сожаления смотреть, как уничтожается могучая сибирская природа, как загрязняется Байкал, как рушатся веками скрепленные устои. В 2008 году он опустился на дно самого глубокого озера на планете в батискафе на глубину 800 метров. В общей сложности писатель провел под водой более четырех часов, и это несмотря на то, что ему был 71 год. Были взяты пробы грунта, воды, изучен планктон. «Считал, что знаю Байкал хорошо, — говорил после экспедиции Распутин. — Оказалось, это не так, особенно в отношении его подводного мира. А там, на глубине, удивительная жизнь, еще не полностью познанная, не полностью названная, но богатейшая. Там ощущаются порядок, особая красота, умиротворение, дружелюбие и, главное, полное отсутствие агрессии».

Выставка открыта до 27 марта.

Ссылки по теме:

Валентину Распутину посвятили журнал

Распутин над пропастью во ржи

Патриарх Кирилл о Валентине Распутине

Роман Сенчина — ремейк повести Валентина Распутина