Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: stihi.ru
Первоклашка, уверенно набирающий в поисковой строке «ютуба» в папином планшетнике название своего любимого мультика, никого уже не удивляет. Скорее, удивляет другое: что в школе он по-прежнему ручкой должен не просто выводить на бумаге «палочки и крючочки», но и переписывать целые абзацы, хотя все прекрасно понимают, что во взрослой жизни любой сколь-нибудь осмысленный текст он будет набирать на клавиатуре. «Ах, компьютер не дает сосредоточиться!» - говорят одни. «Перестаньте, то же самое говорили и про перьевую авторучку с баллоном, когда она пришла на место «вставочки» с непроливайкой, а потом и про шариковую ручку», - отвечают другие.Заведующий отделом «Нового мира», финалист «Большой книги» и выпускник Мехмата Владимир Губайловский написал об этом большой пост в своем фейсбуке. Мы, с разрешения автора, решили перепечатать его — и попросили редактора нашего отдела образования, маму младшеклассников Наталью Лебедеву его прокомментировать.
Владимир Губайловский
И про ЕГЭ немного тоже
Разговор о том, читать книги в электронной форме или в бумажной, еще продолжается. Но как надо писать - рисовать буквы ручкой на бумаге или набирать на экране компьютера - вроде бы уже решено - здесь компьютерный набор одержал уверенную победу. (Об одном крайне важном исключении я обязательно скажу.)
Я пошел в школу в 1967 году. Мне дали перьевую ручку, чернильницу-непроливайку (которая проливалась, конечно) и заставили писать прописи. "Палочки должны быть попендикулярны" - как говорил герой Каверина. У меня палочки стоять "попендикулярно" отказывались.
Я с завистью смотрел на моих родителей и на учителей, которые перьевыми ручками не писали - они писали авторучками. У этих прекрасных устройств был резервуар для чернил, в который эти чернила можно было набирать один-два раз в день, и не таскать с собой чернильницу (для этих "непроливаек" даже шили специальные чехлы, чтобы их не класть в портфель, во избежание, так сказать). У авторучек перо было мягче, оно не царапало бумагу. Авторучка была гораздо удобнее, чем стальное перо, которым надо было после нескольких букв обязательно ткнуть в чернильницу. И эта авторучка была вполне доступна - вот она прямо на витрине.
В ответ на робкую просьбу купить мне авторучку было сказано: "Учиться писать надо обязательно перьевой, потому что иначе ты на всю жизнь испортишь почерк, и тебя никто не поймет".
Особенно неубедительно эти слова звучали, когда их говорила мама. Она врач - и у нее такой специальный "врачебный почерк", который понимали только старшая сестра ее отделения и сотрудники аптеки (хотя у них были большие сложности). А ведь она училась писать как раз перьевой ручкой. Логику я не улавливал.
Но мне обещали потом когда-нибудь, когда научусь хорошо писать, купить авторучку. Я смирился - царапал бумагу, проливал чернила, ставил кляксы.
Где-то классе в четвертом мне купили первую авторучку.
Наши учителя (не все, но многие) были категорически против,
но когда клякс на штанах, партах, подоконниках и в тетрадях стало ощутимо меньше - смирились. Так я пережил первую революцию орудий письма.
Следующая революция случилась уже в середине 70-х, когда я начал писать шариковой ручкой - и это воспринималось в моей школе, вот буквально, как вызов всему советскому обществу. И опять я никак не мог понять - почему? Ведь шариком писать удобнее, чище. И почерк исправлять в 9-м классе вроде уже поздно? Но и вторая революция кончилась победой разума - авторучки стали использовать все реже, их часто дарили (хороший подарок ручка с "золотым пером"), но писали ими все меньше.
Печатать на печатной машинке (на "Эрике", кстати) я выучился уже в 80-е, но эта форма письма никогда в СССР не была широко распространена, машинками пользовались в основном профессионалы. Моя "Эрика" стоила в 1984 году 120 рублей - это было много - вся моя зарплата. Навык печатания совершенно непохож на рукописную технику, фактически нужно учиться писать заново. Машинки существовали как профессиональная технология - население писало от руки.
Последнее место, где я видел перьевую ручку, - Главпочтамт на Мясницкой, кажется, в 90-е.
Сегодня все (ну почти) набирают текст на компьютере. Не уметь печатать просто нельзя - вы не сможете не только оставить пост в ФБ, но и отправить SMS, а это уже критически важно.
Но бедные, бедные школьники по-прежнему должны уметь писать ручкой,
несмотря на то, что рукописное письмо - это совсем другие моторные навыки.
Все школьники должны писать ручкой, чтобы написать выпускное сочинение или эссе на ЕГЭ. Больше им рукописное письмо не пригодится никогда (разве только они займутся каллиграфией, но, думаю, таких немного). Эссе пишут ручкой (слава богу, хоть не перьевой) с черновиком, потом переписывают: "Переписывайте работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений" (из руководства по подготовке к ЕГЭ).
Главная беда в том, что все (почти) школьники активно пользуются текстовыми редакторами (окно для ввода поста или комментария в ФБ - это тоже редактор), а при работе с редактором и набор текста, и процесс его выстраивания - выглядят не так, как при рукописной работе: в редакторе можно писать текст не подряд от начала до конца, а с любого места. И только потом все десять раз расставить-переставить и слова, и абзацы.
Мы требуем от школьника в стрессовом состоянии (на экзамене) что-то вроде умения рисовать законченную картину, не отрывая карандаш от бумаги, а себе позволяем делать по куче этюдов и набросков, а потом составляем из них коллаж. Я видел, как делает рисунок "не отрывая карандаш от бумаги" Михаил Шемякин - это цирковой номер, его не всякий художник сделает.
А надо-то всего лишь разрешить школьнику делать то, что он умеет (пусть в Ворде работает или в чем-то другом, в чем ему удобно) и не отвлекать его от главного - от размышления.
Но школьники продолжают писать сочинения ручкой, как и полвека назад, когда школьником был я сам.
И я совершенно не удивлюсь, если в какой-то школе до сих пор учат писать "эксклюзивными" перьевыми ручками, и строгая учительница чистописания ходит между партами и повторяет: "Палочки должны быть попендикулярны".
Наталья Лебедева
Почему компьютер пока не победил разлинованную тетрадку?
Купить продукты на неделю, оплатить счета, подать заявление на оформление нового загранпаспорта, записаться к врачу, пообщаться с лучшим другом и написать пост в фейсбуке… Чтобы все это сделать, современному человеку нужен всего один палец… и экран смартфона. Говорят, скоро и пальцу можно будет найти иное применение: достаточно силы мысли. Представляете, как удобно: сели перед экраном, придумываем слова и предложения, а компьютер сам и текст набирает, и ошибки исправляет.
Маленьким детям гаджет уже сегодня успешно заменяет соску - не научившись еще толком говорить, малыш поразительным образом находит любимые мультики на планшете и устанавливает игры десятками. А уж когда он освоит буквы и осознает, что такое интернет, тут уже без программ родительского контроля не обойтись. Включаешь ребенку фильм про Буратино, выходишь за дверь, а он тут же сворачивает окошко (чтобы снова быстро открыть, если мама вернется), открывает другое и печатает в строке поиска: «зомби-кошки». Тык-тык пальчиками по клавиатуре…
Поэтому, когда моему сыну-первокласснику выдали самую простую разлинованную тетрадку и ручку, я даже обрадовалась. Все эти современные рабочие тетради, конечно очень красочные, иногда там даже встречаются неплохие задания.
Но когда ребенок вставляет букву или ставит крестик в нужный квадратик — это одно, а
когда ребенок своей рукой переписывает слово целиком или рисует схему к задаче, а потом кропотливо записывает решение и прописывает ответ — это совсем другое.
Я знаю, многие современные мамы посмеиваются над старомодной, «совковой» учительницей, требующей отступать четыре клеточки сверху и две справа, записывать каждый раз «Упражнение №» и решение простого уравнения в шесть строчек. Я тоже не сразу, но поняла, что
так ребенок учится думать, рассуждать, быть внимательным, аккуратным и решать сложные, многоступенчатые задачи.
Понаблюдайте, сколько усилий прилагает ребенок, чтобы решить элементарную задачу: ее нужно сначала прочитать, понять, нарисовать, потом написать решение, и при этом нужно всегда держать в голове все эти строчки-клеточки, да еще же нужно вспомнить, в какую сторону пишется цифра 3.
И потом, сколько бы раз на компьютере ребенок ни написал слово «корова», он выучит, как оно правильно пишется, только если 10 раз напишет его своими непослушными и неуверенными буковками в тетради.
Все эти палочки-кружочки-крючочки стоили нам много слез, пота и маминых нервов.
Но чем ровнее становились буквы и красивее цифры, тем интереснее ему было учиться.
Это Word автоматически исправляет все ошибки, а когда пишешь ручкой (ее же не сотрешь), нужно думать над каждой буквой. Почему здесь большая буква? Почему «плохой» пишется через О? А как перенести слово «гжель»? Почему я не могу написать 14 как 41 — цифры же те же самые? Как вам работа мысли? А посади его в этот момент за компьютер, и что получим — монотонное тык-тык: компьютер все подскажет.
Нет, я вовсе не ретрогадка. Доклад по «Окружающему миру» о башнях Московского Кремля, мы с сыном сделали на компьютере. Подобрали иллюстрации, сочинили и набили текст, красиво сверстали. И чем старше он будет становиться, тем больше будет пользоваться всеми достижениями прогресса. От этого не уйти.
Но я бы очень хотела, чтобы он читал не только электронные книги, но и шуршал настоящими пожелтевшими страницами, чтобы он умел формулировать свои мысли не только на компьютере, но и на листе бумаги.
А то вдруг случится непредвиденное, и во время ЕГЭ вырубят электричество во всем городе, тогда без надежной, проверенной временем ручки и белого листа бумаги и экзамен не сдашь.
Впрочем, если во время экзамена случится столь тотальный форс-мажор, то экзамен могут и перенести. Но психологи приводят и более веские причины, по которым необходимо хотя бы иногда брать в руки ручку или карандаш.
Итак, пять причин отказаться на время от компьютера
- В процессе письма задействуется особая зона мозга, поэтому, выводя буквы ручкой или карандашом, мы лучше концентрируемся и заставляем мозг внимательно отнестись к тому, что пишем. Так информация запоминается лучше и быстрее.
- Письмо от руки помогает улучшить и обогатить устную речь. Еще в 2009 году психологи Вашингтонского университета обнаружили, что у школьников, которые писали эссе от руки, текст получался богаче, разнообразнее и сложнее. И с поставленной задачей они справлялись быстрее, чем их сверстники, печатавшие на компьютере.
- Мерцание экрана, постоянно двигающийся курсор, доступность любой информации в один клик — все это не только перегружает нашу сенсорную систему, но и притупляет способность к творчеству. А когда перед тобой лежит только чистый лист бумаги, ничто не отвлекает и не мешает сосредоточиться.
- Психотерапевтический эффект. Доверяя бумаге свои мысли и переживания, мы одновременно снимаем их остроту. Замечали ли вы, что когда с кем-то долго разговариваете по телефону или слушаете чей-то длинный доклад, начинаете рисовать каракули на бумаге. Это успокаивает и расслабляет.
- Кто-то советует для тренировки памяти и сохранения остроты ума учить наизусть стихи. А психологи рекомендуют побольше писать. Когда мы пишем, наш мозг активно работает, активизируя различные зоны, связанные с мышлением, языком и рабочей памятью. Так что каждый раз, взяв в руки ручку, мы тренируем наш мозг.