Текст: Наталья Лебедева
Фото: kopilkaurokov.ru
Чем повесть отличается от рассказа? Помните ли вы, что такое элегия, эпиграмма и сонет? Сможете назвать отличительные черты классицизма, романтизма и футуризма? Предлагаем вам повторить основные понятия из школьного курса по теории литературы, которые чаще всего встречаются в заданиях ЕГЭ по литературе и вызывают затруднения у экзаменующихся.
Жанры литературы
Жанр (от франц. genre - «род, вид») - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Литературные направления
Художественный метод = литературное направление = литературное течение - совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни
Основные признаки литературного направления |
Представители литературы |
Классицизм - XVIII - начало XIX века |
|
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве 2) Гармония содержания и формы 3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств 4) Простота, стройность, логичность изложения 5) Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами 7) Строгая иерархия жанров: «высокие» - эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» - дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» - басня, комедия, фарс |
П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия) |
Сентиментализм - XVIII - начало XIX века |
|
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма) 3) Ведущая тема - тема смерти 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть |
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия) |
Романтизм - конец XVIII—XIX век |
|
1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации) 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии) 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах |
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция); В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия) |
Реализм - XIX—XX век |
|
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах) 3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика |
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия) |
Натурализм - последняя треть XIX века |
|
1) Стремление к внешне точному изображению действительности 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера 3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности 4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений |
Э. Золя, А. Хольц (Франция), Н. А. Некрасов «Петербургские углы», В. И. Даль «Уральский казак», нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия) |
Модернизм. Основные направления:• Символизм • Акмеизм • Имажинизм Авангардизм. • Футуризм |
|
Символизм - 1870—1910 годы |
|
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений) 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья 5) Искусство как интуитивное постижение мира 6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха 7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность) 10) Собственное мифотворчество |
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия) |
Акмеизм - 1910-е годы (1913—1914) в русской поэзии |
|
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления 2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений 4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама) 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму) 7) Изображение предметного мира, земной красоты |
Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия) |
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910—1912 гг. (Россия) |
|
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество 6) Поиск новых ритмов, рифм 7) Установка на произносимый текст (декламация) |
И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия) |
Имажинизм - 1920-е годы |
|
1) Победа образа над смыслом и идеей 2) Насыщенность словесных образов 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания |
Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин |
Источник: http://5litra.ru/