03.06.2017

Семнадцатый — от неудачного к удачному

Журнал «Родина» и Российское историческое общество попросили петербургского историка Бориса Миронова отделить факты о революции от мифов

Историк-Борис-Миронов-на-Красной-площади
Историк-Борис-Миронов-на-Красной-площади

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: «Российская газета»

«Я глубоко убежден, что для революции 17-го года не было никаких объективных предпосылок». Так начал свое выступление доктор исторических наук Б. Н. Миронов, которого главный редактор журнала «Родина» Игорь Коц представил как «самого оспариваемого современного историка».

Вслед за этим лектор привел ряд впечатляющих статистических выкладок (включая среднее увеличение роста мужчин на 5 см), демонстрирующих: к концу XIX века Россия была на подъеме, а уровень жизни населения повышался. Любопытный факт: коэффициент расслоения доходов тогда равнялся 6 (сейчас — 16, а в советское время, в эпоху декларируемой «скромности», равнялся 5).

«Николаевские реформы называют провальными — но на самом деле они завершили череду грандиозных реформ александровского времени, — заявил Б. Н. Миронов. — Их упрекали в советское время за медленность и постепенность. Но настоящие реформы и должны быть медленными и постепенными! Революции все быстро меняют внешне, но по сути все оставляют по-прежнему».


Когда происходят реформы, все, разумеется, не могут быть счастливыми — но в целом баланс был с большим плюсом.


Так же много мифических наслоений и в том, что касается Первой мировой войны — которую смело можно назвать «моментом истины». За три года произошел рост (!) ВВП на 22% — невероятный результат для военного времени. В эти же три первые года войны вдвое уменьшилось число самоубийств. Провал по всем показателям действительно произошел в 17-м году.

Отчего же это произошло? Отчего же произошла революция? Увеличилась дифференциация доходов. Крестьянство в массовом порядке мигрировало в город. А самое главное — у народа за пятьдесят лет, прошедших со времени начала александровских реформ, накопились завышенные ожидания — не подтверждаемые производительностью труда, уступающей европейской.

Сразу после коронации, выступая на Госсовете, Николай II заявил что представительская демократия в России невозможна никогда — и это породило войну между царем и интеллигенцией. Немудрено, что оппозиция использовала все способы, чтобы дискредитировать монархию и перехватить исполнительную власть, — так закончил свое выступление Б. Н. Миронов.

А потом, отвечая на вопрос, «какой момент в тысячелетней истории России он считает самым неудачным», прямо сказал: февраль 17-го года — это и есть самый неудачный момент.

После чего Игорь Коц напомнил, что фестиваль на Красной площади - это удачный момент, чтобы подписаться на журнал «Родина» по льготной цене.

Ссылки по теме:

Проект «100 лет революции»

Мы живем в 1917 году — 01.06.2017

Революцьонный шаг — 07.11.2016