Текст: ГодЛитературы.РФ
Фото: Михаил Синицын/РГ
Открыла презентацию — и открыла по праву — редактор книги Елена Шубина. Она раскрыла небольшую производственную тайну: книга должна была называться «Обними меня», но Елена Даниловна его забраковала: «Я сторонница жестких названий!» Зато сама Кучерская один раз забраковала обложку — и в итоге нашлась восхитительная живописная птичка, всех удовлетворяющая.
Само содержание книги не столько жесткое, сколько плотное: из каждого рассказа, по мнению Шубиной, можно было развернуть повесть или даже роман.
Взяв микрофон, Майя Кучерская объявила о своей приверженности демократии и спросила у собравшихся, с чего они хотят начать: с «почитать» или с «поговорить». Читательницы (а их было большинство) дружно выбрали «поговорить».
И Кучерская стала говорить.
По ее словам, этот сборник — это «такие спрессованные три последних года». Сама она любит короткую и сверхкороткую форму, но рассказ «Голубка» вдруг дорос до повести. Эта повесть — духовное путешествие, потому что герой потихонечку, шаг за шагом освобождается от внутреннего мрака и приходит к просветлению.
Но в каждом рассказе происходит не просто путешествие — вдруг открывается щель, и оказывается, что мы живем не в трехмерном мире. И эта щель, вход в этот портал может оказаться где угодно — в книжном магазине, когда герой снимает с полки томик Уолта Уитмена, или в антикафе. Этот выход — выход прежде всего за пределы себя. Потому что главная мука каждого человека — это он сам.
«Что такое проза?» - спросила себя Майя Кучерская. И будучи не только сочинителем, но и доцентом-филологом (и создателем литературных курсов), сама себе, а также любителям искать в рассказах автобиографическую подоплеку, отвечает: конечно, каждый описывает то, что он пережил; но в итоге каждый рассказ - это такое гоголевское заколдованное место, где «видно всё сразу».
Писатели в своей прозе соединяют то, что у них не соединилось в жизни.
Но один рассказ в сборнике точно имеет реальную подоплеку. Это рассказ «Небывальщина» - про реального и при том очень необычного человека Павла Ивановича Якушкина, фольклориста, который в середине XIX века, обрядившись в мужицкое платье, ходил коробейником от деревни к деревне и раздавал свой товар девушкам, чтобы те пели ему песни.
Чтением фрагмента из этого рассказа Майя Кучерская и закончила свое выступление, после чего стала подписывать книги.
На нашем сайте можно прочесть другой фрагмент из книги Майи Кучерской — рассказ «О пользе котоводства, или Лекарство от безответной любви».
Ссылки по теме:
Я — ёж. Майя Кучерская — 01.07.2016
Школа писателей Майи Кучерской — 28.04.2015