05.06.2017

Слово о гибельной Белле

Второй день фестиваля «Красная площадь» завершил концерт, посвященный шестидесятнице Ахмадулиной

ахмадулина красная площадь
ахмадулина красная площадь

Текст: Альбина Драган

Фото: Михаил Синицын/РГ

Название концерта — ее строка: «Стихотворения чудный театр». Декорацией в этом театре — Красная площадь. Холодный вечер несется со свистом. С Главной сцены, как листья с осенних деревьев, летят чарующе теплые звуки: у рояля знаменитый пианист Алексей Гориболь исполняет свою композицию Bella.

Стихотворения чудный театр,

нежься и кутайся в бархат дремотный.

Я ни при чем, это занят работой

чуждых божеств несравненный талант.

С экрана на завороженных зрителей — а их немало, несмотря на холод, — смотрит Белла Ахатовна… Нет, просто Белла — на старых карточках она так молода и так красива. Что в ее лице: очарованье? страсть? томление? страданье? Нет, все не то. За ней летели шлейфом пересуды и восторги, поклонения и слухи, а в ней осталось навсегда и неизменно одно: загадка, поэтическая тайна.

Фонограмма — фоном: голос Беллы, читающей, почти поющей строки:

Я вас люблю, красавицы столетий,

за ваш небрежный выпорх из дверей,

за право жить, вдыхая жизнь соцветий

и на плечи накинув смерть зверей…

Совсем недавно, в апреле Белле Ахмадулиной исполнилось восемьдесят. И вроде бы она вот тут, сейчас, на площади и рядом с нами. Но… Почти семь лет назад ее не стало… Но остался отблеск — отблеск Беллы. И художник Борис Мессерер, ее влюбленный муж, сейчас, на этой Главной сцене фестиваля, признается нам, как был готов признаваться всегда: нет, он не может представить себе ее 80-летней: «Белла — гибельный человек. Она не ценила своего пребывания на белом свете. Сжигала себя на костре поэзии и на костре любви и в желании донести свою поэзию».

Для него она была и осталась — «вулканом словоизвержения».

Стихи его жены звучали на площади и Мессерер признавался: «Читать стихи Беллы и любить их — это в моем сознании сливается и в замечательное прозрение, и в признание ее творчества».

Она любила и ценила поэтов Серебряного века — Ахматову и Мандельштама, Цветаеву и Бунина. По словам Бориса Асафовича, она — «поэт особого звучания, который не вписывается в карнавал тех 60-х, которые сегодня нам хотят представить кинематографисты».

В словах Бориса Мессерера был и восторго, и благоговение. Воспоминания и чувства, переполнявшие его, он постарался изложить в своей книге «Промельк Беллы», вышедшей не так давно, в прошлом году.

Звучала и звучала музыка. Солистка оперы Наталья Петрожицкая исполнила вокальный цикл Микаэла Таривердиева на стихи Ахмадулиной. Актриса БДТ им. Товстоногова Александра Куликова прочитала ее «Взойти на сцену»:

По грани роковой, по острию каната —

плясунья, так пляши, пока не сорвалась.

Я знаю, что умру, но я очнусь, раз надо.

Так было всякий раз. Так будет в этот раз…

Читали много. И актрисы «Мастерской Петра Фоменко» Вера Строкова и Галина Кашковская прочли «Ни слова о любви», «Влечет меня старинный слог», «По улице моей который год»…

И, кажется, после концерта не хотелось расходиться. И будто вслед за нами тянулся тонкий голос Ахмадулиной:

…Как будто мало ямба и хорея

ушло на ваши души и тела,

на каторге чужой любви старея,

о, сколько я стихов перевела!

Ссылки по теме:

Band играет Мандельштама

«Красная площадь». Самое главное