Текст: Альбина Драган
Фото: Михаил Синицын/РГ
Название концерта — ее строка: «Стихотворения чудный театр». Декорацией в этом театре — Красная площадь. Холодный вечер несется со свистом. С Главной сцены, как листья с осенних деревьев, летят чарующе теплые звуки: у рояля знаменитый пианист Алексей Гориболь исполняет свою композицию Bella.
Стихотворения чудный театр,
нежься и кутайся в бархат дремотный.
Я ни при чем, это занят работой
чуждых божеств несравненный талант.
С экрана на завороженных зрителей — а их немало, несмотря на холод, — смотрит Белла Ахатовна… Нет, просто Белла — на старых карточках она так молода и так красива. Что в ее лице: очарованье? страсть? томление? страданье? Нет, все не то. За ней летели шлейфом пересуды и восторги, поклонения и слухи, а в ней осталось навсегда и неизменно одно: загадка, поэтическая тайна.
Фонограмма — фоном: голос Беллы, читающей, почти поющей строки:
Я вас люблю, красавицы столетий,
за ваш небрежный выпорх из дверей,
за право жить, вдыхая жизнь соцветий
и на плечи накинув смерть зверей…
Совсем недавно, в апреле Белле Ахмадулиной исполнилось восемьдесят. И вроде бы она вот тут, сейчас, на площади и рядом с нами. Но… Почти семь лет назад ее не стало… Но остался отблеск — отблеск Беллы. И художник Борис Мессерер, ее влюбленный муж, сейчас, на этой Главной сцене фестиваля, признается нам, как был готов признаваться всегда: нет, он не может представить себе ее 80-летней: «Белла — гибельный человек. Она не ценила своего пребывания на белом свете. Сжигала себя на костре поэзии и на костре любви и в желании донести свою поэзию».
Для него она была и осталась — «вулканом словоизвержения».
Стихи его жены звучали на площади и Мессерер признавался: «Читать стихи Беллы и любить их — это в моем сознании сливается и в замечательное прозрение, и в признание ее творчества».
Она любила и ценила поэтов Серебряного века — Ахматову и Мандельштама, Цветаеву и Бунина. По словам Бориса Асафовича, она — «поэт особого звучания, который не вписывается в карнавал тех 60-х, которые сегодня нам хотят представить кинематографисты».
В словах Бориса Мессерера был и восторго, и благоговение. Воспоминания и чувства, переполнявшие его, он постарался изложить в своей книге «Промельк Беллы», вышедшей не так давно, в прошлом году.
Звучала и звучала музыка. Солистка оперы Наталья Петрожицкая исполнила вокальный цикл Микаэла Таривердиева на стихи Ахмадулиной. Актриса БДТ им. Товстоногова Александра Куликова прочитала ее «Взойти на сцену»:
По грани роковой, по острию каната —
плясунья, так пляши, пока не сорвалась.
Я знаю, что умру, но я очнусь, раз надо.
Так было всякий раз. Так будет в этот раз…
Читали много. И актрисы «Мастерской Петра Фоменко» Вера Строкова и Галина Кашковская прочли «Ни слова о любви», «Влечет меня старинный слог», «По улице моей который год»…
И, кажется, после концерта не хотелось расходиться. И будто вслед за нами тянулся тонкий голос Ахмадулиной:
…Как будто мало ямба и хорея
ушло на ваши души и тела,
на каторге чужой любви старея,
о, сколько я стихов перевела!
Ссылки по теме: