Текст: Наталья Лебедева
Фото: goo.gl/c69ofp
«Эврика! Мы не умеем читать!» Именно так американский философ и педагог Мортимер Адлер (Mortimer Adler) начинает одну из своих самых известных книг «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений».
«Казалось бы, на протяжении многих столетий книга была основным инструментом знаний в руках народов. Вспоминая ее историю — как она зарождалась, как распространялась на выбитых камнях, глиняных табличках, свитках, как «боролась» за свое существование, — мы убеждаемся, насколько мало знаем и ценим то, что имеем, - продолжает автор. - Постиндустриальный век дал человеку новые возможности в получении информации. Теперь кто-то списывает, кто-то скачивает, кто-то копирует, получая знания схоластически. Читатель великих произведений постепенно уступает место потребителю информации, который, словно в чужую обитель, входит в текст и тут же выходит, не задержавшись, чтобы подхватить протянутые ему зерна для размышления.
Скользя взглядом по «контенту», выхватывая фрагменты мыслей и идей, мы считаем, что нашли истину, но, увы, это всего лишь «гуляющий ветер», влетающий в одно ухо и вылетающий в другое.
И, как мираж, тает глубина познания. Мы не достигаем «потолка» в чтении великих книг, зачастую даже самим себе не можем сказать: я научился читать, я научился понимать, я вижу душу писателя, который донес до меня свой мир, свои переживания, свой опыт.»
Мортимер Адлер очень хотел вдохновить людей читать великие произведения. Он выделил три типа чтения: для развлечения, для информации и для понимания. К первому типу, как не сложно догадаться, относиться беллетристика, ко второму газеты и журналы, и наконец третий тип – это великие книги.
«Такие книги говорят нам: «Вот знания, которые стоит иметь. Приди и возьми их», - говорит он об этих книгах. Но не все так просто. Чтобы читать великие произведения, этому надо сначала научиться. А для этого нужно следовать определенным правилам. Благодаря им можно будет понять структуру книгу, выделить ключевые слова и выстроить логическую цепочку рассуждений.
«Самый явный признак того, что вы читаете правильно и эффективно, - это усталость,
- объясняет Адлер. - Настоящее чтение требует интенсивной работы ума. Я далеко не расслабленный человек, но раньше нередко обнаруживал, что читаю вяло и пассивно. Частенько я не мог читать более нескольких часов подряд, но за это время, как правило, удается прочесть немного. Обычно настоящее чтение - это тяжелая и медленная работа… Тем более что сама по себе скорость неважна. Главный фактор - это активность. Пассивное чтение не приносит плодов. Оно использует мозг, как промокательную бумагу».
По мнению Адлера, под начитанностью сегодня гораздо чаще подразумевается количество прочитанных книг, и лишь иногда качество чтения.
А вот как ученый описывает чтение художественной литературы: «Художественная литература скорее приносит наслаждение, чем учит. Получать удовольствие гораздо легче, чем учиться, но при этом значительно сложнее понять, чем оно вызвано. Красота - более неуловимое понятие, чем истина».
В своей книги Мортимер Адлер настойчиво призывает людей читать, и не просто читать, а именно ради понимания.
«Даже чтение великих книг не может быть самоцелью. Это средство для того, чтобы жить достойно, являясь свободным человеком и гражданином. Именно такой должна быть наша главная цель. Такова ключевая тема данной книги».
СПРАВКАВ 1946 году Мортимер Адлер выдвинул идею серии «Великие книги западной цивилизации» (443 великих произведения в 54 томах; вышла в 1952 году). В 1930-х годах он выпустил несколько книг по философии и психологии, в том числе известную «Как читать книги: искусство свободного образования» (How to read a book: The art of getting a liberal education, 1940); повторно в прежнем виде, но с новым предисловием, она была издана в 1966 году, после чего последовало переработанное издание 1972 года. Также Адлер стал автором известного двухтомного указателя Синтопикон (Syntopicon), включившего 102 «великих идеи». В 1974 году ученый стал председателем редакционного совета «Энциклопедии Британника». Во главе «Британики» он оставался вплоть до 1995 года.
СПИСОК ВЕЛИКИХ КНИГ ПО ВЕРСИИ МОРТИМЕРА АДЛЕРА
Художественная литература
ГОМЕР. «Илиада», «Одиссея»
ЭСХИЛ. Все пьесы
СОФОКЛ. Все пьесы
ЕВРИПИД. Все пьесы
АРИСТОФАН. Все пьесы
ВЕРГИЛИЙ. Эклоги, «Георгики», «Энеида»
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ. «Божественная комедия»
ДЖЕФФРИ ЧОСЕР. «Троил и Хризеида», «Кентерберийские рассказы»
ФРАНСУА РАБЛЕ. «Гаргантюа и Пантагрюэль»
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР. Все пьесы и сонеты
МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА. «Дон Кихот»
ДЖОН МИЛЬТОН. Малые английские поэмы, «Потерянный рай», «Самсон-борец», «Ареопагитика»
ДЖОНАТАН СВИФТ. «Путешествия Гулливера»
ГЕНРИ ФИЛДИНГ. «История Тома Джонса, найденыша»
ЛОРЕНС СТЕРН. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН ГЕТЕ. «Фауст»
ГЕРМАН МЕЛВИЛЛ. «Моби Дик, или Белый кит»
ЛЕВ ТОЛСТОЙ. «Война и мир»
ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ. «Братья Карамазовы»История и социология
ГЕРОДОТ. «История»
ФУКИДИД. «История Пелопоннесской войны»
ПЛУТАРХ. «Сравнительные жизнеописания»
ТАЦИТ. «Анналы», «История»
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ. «Государь»
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ. Полное собрание эссе
ТОМАС ГОББС. «Левиафан»
ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ МОНТЕСКЬЕ. «О духе законов»
ЖАН-ЖАК РУССО. «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми», «О политической экономии», «Общественный договор»
АДАМ СМИТ. «Исследование о природе и причинах богатства народов»
ЭДВАРД ГИББОН. «История упадка и разрушения Римской империи», «Декларация независимости», «Статьи Конфедерации», Конституция Соединенных Штатов Америки
ДЖОН БОСУЭЛЛ. «Жизнь Сэмюэля Джонсона»
АЛЕКСАНДР ГАМИЛЬТОН, ДЖЕЙМС МЭДИСОН и ДЖОН ДЖЕЙ. «Федералист»
ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ. «О свободе», «Размышления о представительном правлении», «Утилитаризм»
КАРЛ МАРКС. «Капитал»
КАРЛ МАРКС и ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС. «Манифест коммунистической партии»
Естественные науки и математика
ГИППОКРАТ. Полное собрание сочинений
ЕВКЛИД. «Начала»
АРХИМЕД. Полное собрание сочинений
АПОЛЛОНИЙ ПЕРГСКИЙ. «Конические сечения»
НИКОМАХ. «Введение в арифметику»
КЛАВДИЙ ГАЛЕН. «О назначении частей человеческого тела»
ПТОЛЕМЕЙ. «Альмагест»
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК. «Об обращении небесных сфер»
УИЛЬЯМ ГИЛЬБЕРТ. «О магните, магнитных телах и о большом магните — Земле»
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ. «Две новые науки»
ИОГАНН КЕПЛЕР. «Коперниканская астрономия», «Гармония миров»
УИЛЬЯМ ГАРВЕЙ. Медицинские труды
ХРИСТИАН ГЮЙГЕНС. «Трактат о свете»
ИСААК НЬЮТОН. «Математические начала натуральной философии»
АНТУАН ЛОРАН ЛАВУАЗЬЕ. «Начала элементарной химии»
ЖАН БАТИСТ ЖОЗЕФ ФУРЬЕ. «Аналитическая теория тепла»
МАЙКЛ ФАРАДЕЙ. «Экспериментальные исследования по электричеству»
ЧАРЛЬЗ ДАРВИН. «Происхождение видов путем естественного отбора», «Происхождение человека и половой отбор»
УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС. «Принципы психологии»
ЗИГМУНД ФРЕЙД. Основные труды
Философия и богословие
ПЛАТОН. Диалоги, Седьмое письмо
АРИСТОТЕЛЬ. Полное собрание сочинений
ЛУКРЕЦИЙ. «О природе вещей»
ЭПИКТЕТ. «Беседы»
МАРК АВРЕЛИЙ. «Размышления»
ПЛОТИН. «Эннеады»
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН. «Исповедь», «О граде Божием», тексты о христианском учении
ФОМА АКВИНСКИЙ. «Сумма теологии»
ФРЭНСИС БЭКОН. «О пользе и успехе знания», «Новый Органон», «Новая Атлантида»
РЕНЕ ДЕКАРТ. Философские сочинения, «Геометрия»
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ. «Письма к провинциалу», «Мысли», научные труды
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА. «Этика»
ДЖОН ЛОКК. «Письмо о веротерпимости», «Два трактата о гражданском правлении», «Опыт о человеческом разумении»
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ. «Трактат о принципах человеческого знания»
ДЭВИД ЮМ. «Исследование о человеческом познании»
ИММАНУИЛ КАНТ. Основные философские труды
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. «Философия права», «Философия истории»