Текст: Галина Мисливская, Елена Новоселова/РГ
Фото: Сергей Куксин/РГ
Идея направить в школы Таджикистана учителей из российских регионов возникла в октябре прошлого года во время рабочего визита Валентины Матвиенко в эту республику, когда на недостаток педагогов и учебников посетовал на встрече с ней президент Эмомали Рахмон. «Если мы обратимся как палата регионов к каждому губернатору, чтобы он одного учителя направил в Таджикистан для обучения русскому, думаю, что ни один губернатор не откажется», - заявила тогда журналистам глава Совфеда и выразила готовность лично подключиться к этой работе.
Эта инициатива не осталась без ответа: группа педагогов из Костромской и Кемеровской областей, Башкирии, Дагестана, Татарстана уже сегодня отправится в Таджикистан, чтобы с нового учебного года начать преподавать там русский язык, математику, информатику, физику, биологию, химию.
«Ваша работа - это миссия настоящих „послов доброй воли“, „послов знаний, русского языка и российской культуры“»,
- отметила Матвиенко вчера на встрече с учителями. «Она будет содействовать развитию диалога стран, конфессий и национальных культур. Ведь именно учителя формируют мировоззрение вступающих в жизнь новых поколений. Уже поэтому ваша миссия чрезвычайно важна», - добавила спикер. По ее словам, Россия также направит в таджикские школы около 70 тысяч учебников и пособий.
Русский язык входит в пятерку наиболее популярных в мире, а для таджиков владение им имеет еще и большое практическое значение. «Знание русского языка помогает тысячам граждан Таджикистана успешно реализовывать свои жизненные планы, обеспечивать достойный уровень жизни», - подчеркнула Матвиенко.
По данным МВД России, в первом полугодии 2017 года на миграционный учет в России поставлено 983,5 тыс. граждан Таджикистана, более половины из которых - 491 тысяча - прибыли с целью работы. В отличие от соседней Киргизии Таджикистан не входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а значит, его граждане должны сдавать экзамен по русскому языку для оформления трудового патента.
По словам главы Совфеда, нынешняя инициатива «будет иметь продолжение». «Надеюсь, что, накопив опыт работы в Таджикистане, вы станете наставниками коллег, которые последуют за вами», - отметила она, обращаясь к педагогам. Матвиенко также предложила «подумать о возможности приглашения учителей из Таджикистана на стажировки в российские школы».
Министр образования и науки Ольга Васильева напомнила, что «в школе-гимназии N1 в городе Худжанде стоит памятник русским учителям, которые впервые приехали в Таджикистан в 1922 году для обучения русскому языку». «Вы - те самые продолжатели традиций, очень хороших, очень правильных», - сказала она и пообещала, что ее ведомство будет «трепетно следить» за каждым днем работы учителей и «помогать при любой необходимости».
Свою лепту в реализацию российской образовательной миссии должны внести и дипломаты. «Я вас попрошу каждому учителю дать свой личный мобильный телефон», - сказала Матвиенко, обращаясь к российскому послу в этой республике Игорю Лякину-Фролову. В свою очередь посла Таджикистана в РФ Имомуддина Сатторова глава Совфеда призвала обратить внимание на качество жилья, предоставляемого учителям из России.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна Сквалецкая, Оренбург:
Все дело в том, что я родилась в Душанбе, закончила Таджикский Государственный университет имени Ленина. Но с 1993 года живу в Оренбурге. Думаю, что настал момент, когда я могу сделать что-то доброе для таджикских школьников. Долги вернуть что ли. Настрой именно такой! Загадывать не будем, но, думаю, пока проект идет, можно попробовать вернуться в родные края. Я вдова, а сын одобрил, он у меня уже взрослый.
Надир Мухаммедшин, Ольшевский район Республики Башкортостан:
Я еду в Таджикистан учителем физики, буду работать в Душанбе. Хочу увидеть страну, говорят, люди там очень дружелюбные, гостеприимные. Если честно, то и поправить финансовое положение. В Башкирии я получаю 20 тысяч рублей в месяц, а в Таджикистане нам будут платить местную зарплату и 60 тысяч российская сторона будет доплачивать. Мы с супругой решили, что все, что ни делается, к лучшему. Поживем - увидим. Может быть, и жена ко мне приедет попозже, она у меня учитель математики. А сначала все-таки надо посмотреть, убедиться, что все идет хорошо.
Но, поверьте, дело не только в зарплате. Для меня - это шанс испытать себя в новых условиях, что-то поменять в жизни.
Патимат Сагидова, Махачкала, Дагестан:
У меня учительская семья: свекровь - воспитатель, свекор - учитель физкультуры, муж - преподаватель физкультуры и тренер по дзюдо, я - учитель математики, золовка тоже математику преподает. Поэтому все к моему решению ехать отнеслись положительно, можно даже сказать, приняли на ура. Ну представьте, 22 года я в Махачкале работаю, новизны хочется, посмотреть, что у людей делается, профессионально это мне интересно. А муж, думаю, приедет ко мне. Он преподает в университете, и пока в Таджикистане ему нет работы.
А плюс еще вот в чем: у нас климат одинаковый, у нас тоже горы, тоже жарко. Здесь, в Москве, мы замерзли совсем, хотим в Таджикистан!
Ирина Голованова, Кемеровская область, город Колтан:
Я из сибирской глубинки, а еду в город Гиссар, это 20 километров от Душанбе. Буду учить детей физике.
Сын, несмотря на то, что студент третьего курса и вроде большенький уже, сначала заканючил: «Ой, мама, как же я без тебя?» Но когда все обдумал, признался, что завидует мне. Ты, говорит, поедешь мир открывать. Я интернет перерыл и все теперь о Таджикистане знаю. Своими глазами увидишь Памир! А мне чуть-чуть страшновато. Внутри, конечно, чувство тревожности есть. Я переживаю, как любой здравомыслящий человек, как приду в новую школу, познакомлюсь с коллективом. Я преклоняюсь перед каждым ребенком таджикским, потому что он уже знает два языка, а я-то его родного пока не знаю. Обязательно буду учить. Решила так: хочу каждый день запоминать по десять новых таджикских слов. И если я там пробуду минимум 300 дней, освою за это время три тысячи слов. Поэтому на первое сентября нового учебного года уже смогу поприветствовать детей на их языке.
Ольга Горецкая, Кузбасс, Междуреченск:
Буду преподавать химию и биологию. В школе, конечно, были озадачены, все-таки учитель перед новым учебным годом уезжает, но препятствий не чинили. В департамент объяснили: проект очень хороший. Уговаривали: «Мы бы, говорят, сами с удовольствием туда поехали. Завидуем вам!» Я теперь сама себе завидую. Год за годом бежит однообразно: уроки-каникулы, уроки-каникулы. Хочется оторваться от этой привычной жизни, посмотреть на себя со стороны, встряхнуться и увидеть другой опыт, других людей…
Ольга Криницына, Кострома:
Я русист и поэтому склонна к романтике. Считаю, что изучение культуры других народов, наверное, вещь самая интересная в жизни. У меня не было недопонимания в семье: мы едем с мужем, он у меня биолог, и ему, пожалуй, будет чем заняться, что исследовать на территории Таджикистана. Наша дочка, ей 19, самостоятельный человек, студентка. Очень поддерживает нас и гордится. Страха нового места нет. У нас уже появились новые знакомые среди учителей, с которыми едем. Если появится свободное время, решили: будем заниматься туризмом, путешествовать от одних коллег к другим. Нас определили в Гисар. Там крепость. Город очень древний. Я думаю, что будет много интересного.
Оригинал статьи:
«Российская газета» - 28.08.2017