13.09.2017
Пушкинский конкурс

Афганистан. Уроки русского

Интервью с преподавательницей из Кабула

Афганистан уроки русского Пушкинский конкурс
Афганистан уроки русского Пушкинский конкурс

Афганистан - совсем недавно болезненно-близкая нам страна, а нынче - одно из самых непонятных «белых пятен» на политической карте мира. Тем приятнее было узнать, что там тоже учат русский язык. «Год литературы» побеседовал с Нилой Тимури - преподавательницей курсов русского языка, приехавшей в Москву в числе пятидесяти победителей XVII Международного Пушкинского конкурса преподавателей русского языка со всего мира

Интервью: Михаил Визель

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

Кому именно вы преподаете в Афганистане русский язык?

Нила Тимури:


Наша аудитория - в основном взрослые.


Студенты, которые уже готовятся и хотят поступать в вузы Российской Федерации, и в основном бизнесмены. Преподаю я на курсах русского языка «Наша молодежь», которые основаны Ассоциацией содействия и развития молодежи Афганистана.

Это какие-то частные курсы?

Нила Тимури: Да, частные курсы. При Центре русского языка в Кабуле.

Давно этот центр работает?

Нила Тимури: Да, последние четыре года.

Вы сказали, что ваши студенты - это бизнесмены и молодежь, которая хочет поступать в российские университеты. И много поступают?

Нила Тимури: Да, много поступают, так как еще и Российская Федерация предоставляет квоты. Если я не ошибаюсь, это триста плюс еще пять мест. И также есть частная компания, которая отправляет студентов учиться на коммерческой основе. Она тоже очень тесно работает с курсами русского языка. То есть они набирают студентов и нам отправляют для того, чтобы мы им преподавали русский язык.

Это краткосрочные или длительные курсы?

Нила Тимури: В основном это десятимесячный курс, элементарный и базовый уровень. Но к нам студенты приходят и говорят: «Нам через три месяца нужно уезжать, через пять месяцев». Мы им преподаем также на индивидуальных курсах и групповых. По желанию студентов. Но чтобы хорошо овладеть, они должны полный курс, десять месяцев.

Раз это частная школа, то могу я вас спросить, сколько этот десятимесячный групповой базовый курс стоит?

Нила Тимури: В месяц это две тысячи афгани. То примерно это получает четыреста долларов за десять месяцев, с помесячной оплатой.

Со студентами понятно. Люди, которые хотят учиться в российских вузах, тем более по квоте. А что за бизнесмены? Они хотят бизнес с Россией делать, очевидно? И в какой области?

Нила Тимури: Например, когда они к нам приходят, мы им всегда говорим: «Не делайте такую ошибку, чтобы товары приносить из России сюда». Потому что конкурируют такие торговцы с Китаем. Из Китая в основном товары приносят разного уровня, но так как народ у нас привык дешевые вещи покупать, значит, качество ниже. В этом конкуренции они не выиграют. Мы им предлагаем приносить промышленную продукцию. То есть какие-то технологии, машины для заводов, фабрик. В этой сфере они могут быть востребованы. Потому что Россия всегда брала качеством: фабрики, заводы. Здесь всегда была лидером.

Базовый курс - начальный курс русского языка. Доходит ли у вас к концу 10-месячного курса дело до литературы, до чтения литературных произведений?

Нила Тимури: К сожалению, нет. Мы до этого еще не дошли. У нас недавно открылся разговорный класс. И все студенты уже интересуются более таким творчеством.

Как вообще сейчас устроена жизнь в Афганистане, в Кабуле? Есть какие-то свои университеты, какие-то высшие учебные заведения? Мы же сейчас ничего не знаем про современный Афганистан.

Нила Тимури: Конечно, у нас есть университеты. В первую очередь Кабульский государственный университет, очень престижный. Число поступающих очень большое, мест мало, поэтому у нас государство разрешило открыть частные университеты. И частные университеты у нас тоже действуют. И как раз в Кабуле,


в Кабульском государственном университете есть кафедра русского языка. Также у нас есть Кабульский политехнический институт. Там была кафедра русского языка, но, к сожалению, ее закрыли.


И нам, русистам, это очень печально. Я вам даже скажу «нож в сердце». Сказали, что кафедру передали американцам.

Действительно, довольно красноречиво… Вы сказали: «мы, русисты». А каков личный путь к русскому языку? Вы прекрасно говорите по-русски. Как так получилось?

Нила Тимури: Началось все с родителей. Получается, у меня отец в свое время учился в Советском Союзе, в Душанбе. И он, могу даже сказать, был коммунистом. Поэтому получилось, что он перешел, то есть переехал жить в Ташкент, уже после распада СССР, женился на маме. Я там родилась.

Мама у вас узбечка?

Нила Тимури Нет, афганка. Тоже прекрасно говорит на русском. Потому что более двадцати лет мы жили в Узбекистане. Я родилась и выросла там, окончила русскую школу - и вот так владею русским языком благодаря среднему образованию в Узбекистане.