19.09.2017
Фестивали

Перед «Бумфестом». Море, тролли и якутская манга

21 сентября в Питере открывается фестиваль рисованных историй «Бумфест» — одиннадцатый по счету. И поэтому нет повода не сделать обзор самого интересного из того, с чем комикс-сообщество подошло к этому событию

Текст и иллюстрации: Алексей Иорш (художник комиксов, арт-директор фестиваля "КомМиссия")

Для любителей комиксов нынче просто праздник какой-то. Особенно для тех, кто американским супергероям предпочитает изысканную графику европейских художников. В прошлом году нас баловал «Зангавар» - вышел второй графический роман Серджио Топпи «Коллекционер» (распродан), и «Герметический гараж» ушедшего от нас Жана Жиро (Мебиуса). В этом году «Бумкнига» дополнила копилку классики, выпустив «Корто Мальтезе» Уго Пратта — важнейшего автора рисованных историй.


Эти три художника чрезвычайно важны для истории жанра, потому что они во многом определили уникальное лицо европейского комикса во второй половине ХХ века.


Мебиус создал свою психоделическую вселенную, из которой до сих пор черпают режиссеры фантастических блокбастеров, Топпи, даром что итальянец, будто бы родом из Венского Сецессиона с его прихотливой графикой — каждый лист комикса выглядит как сложносочиненная гравюра, а Пратт, наоборот, —виртуоз легкой кисти, талант которого полностью раскрывается именно в черно-белой версии приключенческой «Баллады о соленом море». Есть и цветная.


Современность комикса на нас в этом году обрушили молодые сотрудники издательства «Манн, Иванов и Фербер»,


подготовив настоящее комикс-вторжение. Прежде всего надо рассказать о комикс-сериале про Хильду художника Люка Пирсона. Это история про девочку, живущую в городе где-то в условной Норвегии. Мир Хильды населяют дети, взрослые, а также вездесущие тролли, с которыми Хильда попадает в разного рода приключения. Вышло уже пять томов саги. Если Пирсон рисует в легком, мультипликационном стиле, близком читателю младшего и среднего школьного возраста, то в комиксах «Звездный замок» и «Дневники вишенки» художники Алекс Алис и Орели Нейре демонстрируют виртуозную акварельную технику. Первый комикс — это приключения в духе Жюля Верна, а второй - девочковый детектив.

Перед таким нашествием наши собственные комиксы выглядят не очень ярко, но о некоторых я просто обязан рассказать, тем более что есть очень достойные примеры. В прошлом году мы радовались работе Оли Лаврентьевой «ШУВ». Это черно-белый комикс, изданный «Бумкнигой», я бы скорее отнес ко взрослой литературе, хотя герои книги — подростки. История взросления с полудетективным нуаровым сюжетом, запечатленные 90-е в их безысходности — надеюсь, эта книга войдет в какой-нибудь «золотой фонд русского комикса».

К изданию отечественных рисованных историй прилагает немалые усилия издательство «Комикс паблишер». Оно ориентируется на более широкую аудиторию, издает на бумаге и в электронном виде как русскую мангу, так и комиксы русских авторов в европейском стиле. В этом году издательство начинает комикс-сериал «Ткач» — боевое фэнтези, продолжение истории «Вторая война богов», до этого издававшейся только в электронном виде. Достойная работа авторов из Уфы. Художник серии Алексей Никаноров — один из пионеров отечественного комикса, входивший в легендарную студию «Муха».

Ветераны российской манга-сцены Евгений Федотов и Богдан собрали в единый сборник «Якутия» серию, которую они публиковали в интернете. Представьте себе город Якутск, в который забредают древние духи зла из Нижнего мира и несколько подростков, им противостоящих. История получилась захватывающая, динамичная, а стилистика японской манги отлично вписалась в якутский контекст.

И последнее. Когда я хожу в магазинчики комиксов, я всегда лезу на полки, где стоят малотиражные издания небольших русских издательств, в надежде отыскать там жемчужное зерно. И иногда нахожу. В 2016 году издательство «СПб Комикс» тиражом 150 экземпляров напечатало книжку челябинской художницы Дарьи Петушок «Коленки». Три пронзительные недетские семейные истории, как бы увиденные детскими глазами. О том, что дети способны любить даже в самых тяжелых обстоятельствах.

Того магазина больше нет.

Я бы очень не хотел, чтобы эта книжка потерялась.


Ранее на тему: