19.09.2017

ЗОЖ или не ЗОЖ. «Один на один» с тарелкой

Новая серия «Самоката» — две повести под одной обложкой. Но окажется ли вдвое больше читательская аудитория?

Текст: Ольга Лапенкова

Картинка с сайта freepik.com

Не так давно «Самокат» придумал серию «Один на один»: две небольшие повести на сходную тему под одной эффектной дизайнерской обложкой. В данном случае - повести Тони Шипулиной «Зефирный Жора» и Елены Соковениной «Крупная кость». А тема, их объединившая, - борьба героев за красивое и здоровое тело.

Идея книги так же здорова; форма выбрана эффектная и цепляющая; а что насчет содержания?

«Зефирный Жора»

Автор первой повести, Тоня Шипулина, до сей поры в основном известна фантастическими произведениями. Но это произведение сугубо реалистично — и автор не скрывает, что оно отчасти автобиографично.

«Зефирный Жора» — повесть о мальчике, который учится в начальной школе и живёт в дружной, любящей семье: здесь папа, мама, бабушка и даже пёс Крокодил. Но вот в школе друзей у Жоры нет — одноклассники дразнят его из-за полноты, а тот не может за себя постоять. Так что перед Георгием Зефировым встаёт необходимость решить несколько проблем одновременно: во-первых, побороть ожирение, во-вторых — найти в себе силы поставить на место обидчиков. И подмогой, и препятствием на этом пути встанут самые близкие и родные люди. Мама и дедушка, к которому Жора так любит ездить в гости, постараются оказать моральную поддержку, а бабушка каждый день будет готовить вкуснейшие пирожки и бутерброды — и не дай бог любимчику семьи не доесть!

Насколько приятным окажется знакомство с «Зефирным Жорой» для людей, прошедших через подобное в детстве или отрочестве, — большой вопрос. Вдумчивого читателя смутит и манера повествования: не слишком ли она замысловатая для десятилетнего мальчика, пусть и из интеллигентной семьи? Зато многие читатели узнают в героях себя и своих родственников. А заодно и вспомнят собственное детство в рассказах о том, как Жора разгадывает мамины загадки и перед сном разглядывает узоры на ковре.

«Крупная кость»

Перелистнув последнюю страницу «Зефирного Жоры», читатель окажется лицом к лицу с совершенно иной героиней — Леной, ученицей выпускного класса. В отличие от Жоры к борьбе с килограммами ее подталкивают не насмешки окружающих, а собственное отражение в зеркале. Вот только как убедить родственников не подсовывать ей сладости и бутерброды? Как подобрать диету, если забыть о голоде решительно невозможно? И главное, как в борьбе за идеальную фигуру не забыть о подготовке к экзаменам?

Казалось бы, повесть должна вызвать горячий отклик — по крайней мере среди отроковиц, каждое утро встающих на весы. Но психология даже основных персонажей повести «Крупная кость» совершенно не вызывает доверия. Лена, с которой читатель, по замыслу автора, переживает целый учебный год, как будто висит в вакууме. Кажется, что девушку не интересует ничего, кроме похудения: она не ищет друзей, не знакомится с молодыми людьми, прогуливает почти все уроки, не читает книги и не смотрит фильмы, а всё свободное время просто бродит по округе. Единственное её увлечение — подбирать наряды, которые скрыли бы недостатки её фигуры.

В какой-то момент «Крупная кость» и вовсе превращается в пособие по диетологии: Лена фиксирует советы доктора и описывает свой рацион. Спору нет, для девушек, желающих похудеть и сохранить при этом здоровье, такие указания весьма полезны. Но остальным читателям придётся то и дело задаваться вопросом: что же я всё-таки взял в руки — художественное произведение или справочное пособие?..

Нет в смысле да

Впрочем, недоумения потенциального читателя этим не исчерпываются. Аннотация мини-сборника сугубо оптимистична: мол, любящие нас люди так и норовят накормить — так это ж замечательно, ведь добрые намерения важнее всего! Но по ходу действия оказывается, что как раз-таки близкие и приносят больше всего огорчений, отказываясь понимать, принимать и помогать. И в «Зефирном Жоре», и в «Крупной кости» огромное количество, как сейчас принято говорить, триггеров — тех ситуаций, о которых тяжело не только писать, но и читать, если сам читатель сталкивался с ними – причем с любой стороны.

Но и это не всё. Повести адресованы детям и подросткам, имеющим проблемы с лишним весом? Прекрасно. Но почему в обеих повестях не говорится ни слова о том, о чём с самого начала говорит любой диетолог: прежде чем заниматься своей внешностью, желательно принять себя таким, какой ты есть, и полюбить себя — да-да, с тяжелыми щиколотками, толстыми пальцами и складками на боках.

И у Жоры, и у Лены жизнь налаживается, как только они делают шаги на пути к похудению. Но разве для того, чтобы перестать быть «лишним человеком» в своем социуме, обязательно нужно объявить беспощадную войну лишнему весу? Разве нет иного способа заслужить любовь и уважение окружающих, кроме как вгоняя себя в общепринятые стандарты? Не нужно быть психологом, чтобы ответить: «Конечно нет!» А вот в книге, возможно, против намерений авторов, получается — «ну, в общем, да».