28.09.2017

Стих вместо Warcraft

Почему нам очень не хватает подростковой поэзии

девушка читает стихи
девушка читает стихи

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Фото: wapp.website

Читают ли подростки стихи? Я сейчас не о тех, что печатают в школьных хрестоматиях или задают по программе, а о тех, что читают для себя. Знают ли 12—15-летние современных поэтов или их багаж знаний ограничивается теми книгами, что сумели подсунуть им родители? Существует ли вообще такое понятие, как подростковая поэзия, и нужна ли отдельная полка для этих книг в библиотеке? Ответы на эти совсем непростые вопросы искали участники научно-практического семинара «Детские книги в круге чтения взрослых», который придумала специалист по детской литературе, кандидат психологических наук, доцент и старший сотрудник МГПУ Екатерина Асонова.

— Мы, взрослые, чувствуем себя такими умными и важными, нам кажется, что дети обязательно должны читать. Но зачем? Они читают «Войну и мир» или открывают томик стихов, чтобы что? — задает она свой главный вопрос участникам семинара.

Писатель, поэт и педагог Наталья Волкова уверена, что подростковая поэзия существует, только так сложилось, что о ней мало кто знает.

— Пока дети маленькие, они читают то, что предлагают им родители. Чаще всего это то, что они сами читали в детстве, — говорит она. — Повезет, если родитель осведомленный, тогда в доме появятся и современные поэты. А дальше обычно провал, в литературном смысле. Дети читают то, что положено по школьной программе, и иногда взрослых поэтов, которых любят их родители. Для многих из них, кстати, современные поэты — это Бродский и Маяковский.

В библиотеке, по мнению эксперта, подростку тоже не помогут. Там есть отдельные полки для подростковой прозы, а для поэзии нет. И ребенок идет либо в детский отдел, либо во взрослый. Может, поэтому многие подростки вообще стихов не читают.

— Поэзия очень нужна подросткам, в первую очередь как «лекарство», — объясняет Волкова. — Первая любовь, первое предательство, школьные проблемы — вот что волнует подрастающее поколение. Ответы на эти вопросы они должны находить в «своих» стихах, а не погружаться сразу в мир взрослой поэзии.

Но есть еще одна проблема — сам поэт.


Ведь не бывает только детских и только взрослых поэтов. Все зависит от состоянии его души в конкретный момент.


И как говорил Самуил Маршак, хорошее стихотворение должно нравиться и детям, и взрослым.

Если вы хотите, чтобы подросток полюбил стихи, Наталья Волкова советует предложить ему почитать, например, Марка Вейцмана или Марину Бородицкую:

Прогульщик и прогульщица

Прогуливали день:

Брели вдвоём сквозь белый свет

И голубую тень,

По самой лучшей из дорог,

Испытанной и старой,

И проходили за урок

По полтора бульвара.

Прогульщик и прогульщица

Расстаться не могли.

Когда бульвары кончились,

Они в музей зашли.

Повесив куртки на крючки,

В египетском отделе

В пластмассовые номерки

Друг дружке пальцы вдели.

Вот вам рассказ о первой любви на понятном подростку языке, — объясняет Наталья Волкова. — Но и без наших классиков — Лермонтова, Байрона или Блока — юному человеку тоже никак нельзя.

Писатель, литературовед, преподаватель НИУ ВШЭ Артем Новиченков предлагает разбирать на уроках литературы сразу два поэтических текста, классический и современный.

Например, «Няне» Александра Пушкина и «Я бы так не смог» Станислава Востокова. Или классическое «На стоге сена ночью южной…» Афанасия Фета и «Стог» Александра Кушнера.

— По собственному опыту знаю, что даже самые молчаливые ученики начинают что-то говорить, когда видят два текста, — объясняет он. — Ведь поэзия ­— это разговор не только о смысле, но и о многих других пограничных вещах. 

Поэт Ростислав Амелин никак не вписывается в рамки традиционного стихослагательства. Он пишет стихи, которые напоминают компьютерные игры, соцсети, кино… Это та среда, уверен Новиченков, в которую встроен современный подросток. А значит, эта поэзия должна как минимум его заинтересовать.

Но проблема в том, что подросток не знает, где искать хорошую современную поэзию. Специализированные ресурсы скорее ориентированы на сильно заинтересованных людей, а среднестатистический подросток ответ на вопрос «Что почитать?» ищет в соцсети. А у многих талантливых писателей и поэтов даже нет своего аккаунта. Результат очевиден — их мало кто знает и читает.

Решением этой проблемы Артем Новиченков решил заняться сам. Вместе с единомышленниками они планируют скоро запустить инстаграм, посвященный современной поэзии.


Он уверен, что изучать поэзию надо постепенно, от простых вопросов к более сложным. Стихи вообще должны нравиться, доставлять удовольствие.


— А если что-то не принимаешь, то не надо делать вид, что тебе это нравится, лучше задать себе вопрос: а почему так? Почему кто-то понимает и принимает эти стихи, а я нет, ­­— рассуждает Новиченков.

Он не видит смысла в разговорах по принципу: это хорошо, а это чушь. Есть такие понятия, как оригинальность, актуальность и вкус, — вот на них и нужно опираться. И если кто-то считает поэтические баттлы полной ерундой, это его право. Но учитель, например, мог бы использовать увлеченность подростков баттлами в своих утилитарных целях.

Совет от Артема Новиченкова

Как научить ребенка любить книги?

— Не дарите ребенку книги на день рождения. Раз подарили, значит, ему придется ее читать. А это неправильно. Лучше подарите ему подарочную карту. А потом пойдите вместе с ним в магазин, и пусть он сам выберет себе книгу. Вы можете посоветовать, подсказать, но выбор должен быть за ним. Уверяю вас, книгу он эту точно прочитает до конца.

Вот здесь можно прослушать семинар целиком.

Ссылки по теме:

Молодежная литература: геометрия чтения — 26.09.2017

Победители конкурса для подростков «Книжный эксперт ХХI века» — 27.04.2016

«Подростки читают переводное фэнтези…» — 28.03.2016