Текст: Федор Косичкин
Не так много писателей отмечают 85-летний юбилей не в виде бронзового бюста. А в России, где средняя продолжительность жизни мужчин не достигает семидесяти лет, их, увы, и того меньше. Владимир Николаевич Войнович, по счастью, из их числа. Родившийся в 1932 году - в иную эпоху, в иной стране, в несуществующем ныне городе Сталинабаде (известном ныне как Душанбе), - он пережил и вождя, давшего имя его родному городу, и советскую власть, которую он тридцать лет язвительно и изобретательно ругал.
Но большая жизнь оборачивается порой для писателя большой неприятностью: он переживает свою славу. Или, скажем мягче, теряет актуальность. И есть подозрение, что Войнович оказался и из их числа тоже. Кто заметил его прошлогодний роман «Малиновый пеликан», по лютости сатиры и прозрачности масок не уступающий язвительной «Шапке»? Кто помнит, что десять лет назад, в 2007 году, Войнович выпустил «возвращение Чонкина», то есть роман «Перемещённое лицо»?
Явно меньше, чем тех, кто давно запомнил и полюбил «советского Швейка» Ивана Чонкина и его любимую Нюру, стихийного ботаника Кузьму Гладышева и говорящего мерина Осю, то есть Осоавиахима — и даже нелепого отца Звездония, одного из самых жутких персонажей перекипающей злостью «Москвы 2042».
Но даже верные (по)читатели Войновича-сатирика редко отдают себе отчет в том, что он, подобно Тургеневу и Виктору Гюго, прежде чем создать «Чонкина», начинал с лирической поэзии. Точнее, с поэзии романтической: написанное им в 1960 году, еще до полета Гагарина, стихотворение с оптимистическим названием «Я верю, друзья» - более известное как «Заправлены в планшеты космические карты» - стало неофициальным гимном отряда космонавтов.
Его мы и предлагаем в честь дня рождения Владимира Войновича послушать.