04.10.2017

Марина Цветаева: о быте и бытии

На выставке в ГЛМ к 125-летию Марины Цветаевой можно прожить все периоды жизни поэта: от уютного мира Трехпрудного переулка до «безбытия» Елабуги

глм цветаева
глм цветаева

Текст: Мария Воронова

Фото: ГЛМ

Марина Цветаева — поэт без времени, «поэт обнаженной боли», поэт, не признающий слова «поэтесса»… Многие пытались причислить ее к какой-либо категории: например, женских или московских поэтов, - однако такую личность невозможно подогнать под определенные рамки. Чуждая загранице, Родине и даже своей семье, она стояла особняком в мире, когда трагические события начала ХХ века сменяли друг друга. Выставка «Душа, не знающая меры…» говорит о том, что поэт была в конфликте не только со временем, которое ее не приняло, не только со своей средой, которая тоже ее не принимала, она была в конфликте с мирозданием. Цветаева не принимала мир, в котором существуют убийства, войны.

Поэзия, наполненная откровениями, переведенная на иностранные языки, почему-то плохо приживалась в России. Осознание гения Цветаевой у нас пришло намного позже, чем в Европе, — только в 70-е годы начали издавать сборники ее стихотворений, которые собрали дочь и сестра поэта (к тому времени уже возвратившиеся из ссылок). Но лучше поздно, чем никогда, ибо Цветаева — отдельный поэт, и настало время ее понимать.

А чтобы понимать ее, нужно прожить все этапы ее жизни: посмотреть на подлинную икону Иоанна Богослова, стоявшую в доме Цветаевых в Трехпрудном переулке; на изображение окон дома в Коктебеле и фотографии самого счастливого периода в жизни поэта, когда она познакомилась с Сергеем Эфроном; на подписанные документы об эмиграции; на подаренный дочери платок, который та забрала в ссылку; на ветхий домик поэта в Елабуге…

Драма в жизни Цветаевой, начавшись в 1914 году, уже не остановилась, а будто только набирала обороты. Раскол семейной жизни произошел с появлением Софии Парнок. Позже в судьбе поэта появился поэт — Осип Мандельштам. Их свела, скорее, не любовь, а тревога за будущее России, ожидание общей судьбы. Но, несмотря на все эти романы, Цветаева ищет Эфрона, который в то время воевал в добровольческой армии: «Если Сережа найдется, если он не погибнет, я буду ходить за ним, как собака», — многократно повторяет поэт в своих дневниках.

Затем переломный 1917 год. На редких кадрах хроники едва можно узнать разрушенную Москву, город, который воспевала Цветаева еще несколько лет назад. Цветаева — поэт необычный: она с очередным вызовом, слышным во многих ее стихотворениях, обращается и к Иверской Божьей Матери, спрашивая, как та могла допустить такое. Выставочный зал, посвященный этому периоду жизни поэта, чрезвычайно символичен: посередине находится крутая лестница, которая означает раскол в жизни Цветаевой, разделяющий ее на этапы — ранний, уютный, и более поздний, омраченный сначала смертью младшей дочери, эмиграцией, позже — остальными невзгодами, свалившимися на хрупкие женские плечи.

В коллекции, посвященной эмиграции, огромное количество книг с автографами, среди которых экземпляр, подаренный Керенскому. За границей рождаются знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца» - они не были приняты консервативным западным обществом.

Вторая мировая война застала Цветаеву уже в Советском Союзе, куда она вернулась вслед за дочерью и мужем. Но семейное счастье вновь было обречено на провал — Сергей и Ариадна Эфрон были арестованы. Уже уезжая из Москвы, Цветаева хотела сохранить свои рукописи и попросила отнести их в безопасное место: так они оказались в келье Новодевичьего монастыря.

Последнее фото Цветаевой, сделанное в 1941 году, ранее не выставлялось. На нем — уже не молодая женщина с глубокими тусклыми глазами. Возможно, если бы оно не было черно-белым, мы бы увидели седые волосы на голове поэта, и вряд ли удивились бы! Это сильное и даже пугающее фото завершает выставку, посвященную жизни Цветаевой. Что остается потом? Творчество.

Творчество поэта — женщины, которая так хотела бы окружить себя хозяйством, растить детей и иметь полноценную семью — полно искренности, но, как говорил Иосиф Бродский, «искренность эта, прежде всего, есть искренность звука — как когда кричат от боли. Боль — биографична, крик — внеличен».

Выставка «Душа, не знающая меры…» открыта в Доме И. С. Остроухова в Трубниках до 14 декабря 2017 года.

Ссылки по теме:

«Почта России» выпустила конверт с Цветаевой — 27.09.2017

Цветаева, Ахматова, Пастернак. РГАЛИ — к юбилею Марины Цветаевой — 21.09.2017

«Имя твое — птица в руке…» РГАЛИ — к юбилею Цветаевой — 12.09.2017

«Вся речь через тире». Викторина по Цветаевой —21.07.2017

Цветаева и 400 тысяч русских книг в центре Праги — 26.09.2017