13.10.2017
Литература в Сети

Как правильно «жарить» книги

ГодЛитературы.РФ поговорил со студентом первой магистерской программы Creative Writing в России и автором телеграм-канала «Книги жарь»

канал книги жарь
канал книги жарь

Текст: Людмила Прохорова

Фото: Сергей Лебеденко

Сергей Лебеденко по первому образованию юрист. Он вырос в Краснодаре, поступил в МГИМО на факультет международного права и переехал в Москву. После окончания университета полтора года проработал по специальности, но затем «инстинкты окончательно взяли верх», и, следуя за мечтой юности, он «взялся за перо». Сейчас Сергей работает журналистом-репортером, пишет большие репортажи с судов и политических событий. А также учится на первой магистерской программе Creative Writing в России в ВШЭ и ведет телеграм-канал «Книги жарь».

ГодЛитературы.РФ поговорил с Сергеем об обучении литературному мастерству и о мастерстве ведения литературного канала.

Сергей, почему вы решили пойти учиться на первую программу CW? 

Про новую программу я узнал случайно: собирал для тогдашнего моего работодателя новости литературы и вдруг вижу: ВШЭ, Литературное мастерство, Майя Кучерская... У меня глаза загорелись, я весь день потом думать ни о чем больше не мог. Где-то год до этого я размышлял, как бы мне наиболее эффективно совершенствоваться в том, что я действительно хорошо умею. А тут ответ пришел сам собой.

Как проходит обучение? Довольны? Уже чувствуется эффект? 

Учебу у нас можно условно поделить на две части: практику прозы и теоретические аспекты - нарратологию, литературоведение, исследование современного литературного рынка. На практике мы выполняем упражнения, пишем зарисовки, стараясь создать яркие, запоминающиеся образы. Я не всегда доволен своими результатами, но прогресс вижу - недавно перечитал свой летний рассказ, ужаснулся и закрыл.

Мне нравятся предметы, преподаватели и сокурсники. Все очень разные, но очень умные, начитанные, люди с перспективами и целями. Не всё проходит гладко, конечно, много экспериментального, но без этого нигде не обходится.

Трудно ли юристу обучаться азам креативного письма?

Я часто слышу заблуждение, что, раз юрист много работает с текстом, то ему легко писать. Если бы это было так, у нас полки книжных магазинов были бы забиты книгами, которые написали юристы. Но известный писатель-юрист сегодня всего один. Джон Гришем.

На самом деле юрист и писатель используют язык по-разному. Для писателя язык - это одновременно и источник, и инструмент; с помощью языка писатель производит образы, раскрывает метафоры. Язык для писателя - это канал, откуда поступает кислород. Для юриста же язык - это набор шаблонов, готовые полуфабрикаты канцелярита, которые нужно расфасовать в ту или иную часть текста. По этой причине, кстати, жалуются на сложность юридической лексики, но там ничего сложного в общем-то нет, просто это такой специальный язык для своих, вроде «морзянки».


Понятно, что после "морзянки" переходить на язык образов тяжело.


Плюс у юриста нет времени читать что-либо кроме законов, судебной практики и статей коллег. А писатель, который не читает, - мертвый писатель.

Чем планируете заниматься после окончания CW? Как думаете применять полученные знания?

Я думаю, что сегодня писатель может быть универсалом - сочинять и прозу, и пьесы, и киносценарии. Попробую работать в разных жанрах, хотя проза пока получается лучше, конечно.

По основной профессии вижу себя журналистом. Выпускник CW умеет писать и тексты, но журналист приносит обществу несравнимо больше пользы - а для меня вот этот момент "служения" важен.

Расскажите немного о тех, кто учится вместе с вами.

Прозвучит, наверно, неожиданно, но парней и девушек у нас поровну. Все высокомотивированные. Просто магистратура - это более осознанный выбор, чем бакалавриат: в 22—23 года трезвее оцениваешь свои способности и четче рисуешь цели, чем в 17—18.

Когда поступал, я думал, что большинство сокурсников окажутся старше 35—40 лет, а с людьми заметно старше налаживать контакт тяжелее, чем с ровесниками. Но нет — большинству как раз 22—23 года. И это здорово: такая группка молодых людей с горящими глазами.

Самое интересное, что среди нас не так много филологов. Пятеро юристов, физик, геолог, несколько политологов.

Как думаете, для чего в современном мире, когда каждый человек чуть ли не с детского сада может писать и публиковаться, стоит учиться CW? 

Бесспорно, писать может каждый, даже блог вести может каждый. На дворе 2017-й, в конце концов, не 1784-й. Проблема в том, что, если ты ведешь блог, ты еще не писатель. Писателем становишься, когда у тебя появляется в голове образ и ты начинаешь его воплощать. Ну а чтобы воплощать, надо знать, как это делается. Как это делали раньше, как это делают сейчас и как это можешь делать ты.


Можно писать музыку наобум, но не обойдешься без нот, без гамм, без структуры музыкального текста. Так же и тут — только вместо гамм абзацы.


Можно делать это и в одиночку, кто бы спорил. Но CW дает тебе не просто образование. Это еще и окружение. Чувство локтя. Такие же писатели, как и ты. Первоклассные именитые преподаватели. Возможность участвовать в организации важных для литературного рынка событий. Вовлечение в систему - тоже важная фишка магистерской программы.

Да, поскольку CW учит мастерству писать и способам создавать интересную историю, CW помогает не только будущим писателям, но и копирайтерам, и маркетологам, специалистам по пиару. Сторителлинг сегодня проник во все сферы, а CW - как раз про саму суть сторителлинга, пусть и с литературным уклоном.

Кстати, Кадзуо Исигуро тоже заканчивал программу CW. На пару с Йеном Макьюэном.

В августе вы завели телеграм-канал «Книги жарь», сейчас в нем уже 600 участников. Почему решили создать литературный канал? 

Моя телеграмная жизнь началась с того, что я стал внимательно следить за литературными каналами, публиковался в "Хемингуэй позвонит". Потом завел канал для каких-то своих коротких зарисовок - так проще следить за своим прогрессом. Ну а потом я стал замечать, что мне все больше хочется делиться статьями о CW и сторителлинге, которые я читаю, пересказывать книги, которые читаю, и передавать ощущения как первого за долгое время человека в России, которому платят за то, что он писатель (это я со смехом описываю свою стипендию). Ну а последним триггером стал совет Кати Писаревой с канала "Читай. Смотри. Твори", которая порекомендовала завести собственный канал. Так я и сделал.

Как придумали название?

Название как-то само пришло под впечатлением от "Манараги" Владимира Сорокина. А потом появилось и собственное значение: понимаете, я пересказываю лекции литературных критиков и литературоведов, отзываюсь о книгах, пересказываю важные новости, которые не встречаю на других каналах, - то есть готовлю информацию о литературной жизни к употреблению для своих читателей, у которых нет времени листать весь Телеграм, но которые хотят оставаться в курсе.

А что значит качественно приготовить? Ну правильно, пожарить. Не только, конечно, но "Вари книги" звучит странно, согласитесь.

Трудно ли вести канал, привлекать новых участников? 

Пока все мои участники пришли либо сами, либо по рекомендациям от телеграмеров, которые оценили мой контент, - за рекламу я не заплатил ни рубля. Да и вообще пока не обдумывал рекламные вопросы - для меня канал прежде всего хобби. Не рассматривал его как способ заработка. Может, попозже… У меня есть определенные сложности с уникальностью контента. Каждый раз я задаю себе вопрос: "Если бы я был своим читателем, что бы я хотел прочесть? Что важно?" Пока справляюсь.

Есть ли планы на развитие канала? Будете заниматься им, пока обучаетесь по программе CW, или и в дальнейшем не планируете прекращать просветительскую деятельность?

Думаю, что, когда освою CW, начну его преподавать. Как недавно писал один экономист, в сегодняшнем море информации не хватает капитанов кораблей, которые указали бы нам путь - то есть кураторов, которые могли бы рассказать, какой контент хорош, а какой нет; какие советы по CW помогают, а какие - нет. Я вижу себя таким куратором.

А сами на каналы какой тематики подписаны? 

У меня телеграм, как у многих, забит уведомлениями с разных каналов - просто не хватает времени за всем следить. В основном это каналы про книжки, психологию, кино, сторителлинг, медиа, парочка политических каналов, искусство.


Я любопытный и в принципе считаю, что писатель должен стремиться разбираться во всем


("Писатель - это тот, кто все впитывает, все слышит", - неточная цитата Дмитрия Быкова), поэтому сложно сдерживать себя, когда вижу интересный канал.

Любите ли вообще читать? Какую последнюю книгу прочитали, что читаете сейчас и какие ваши читательские планы?

Читаю много, особенно в последний год, когда стал готовиться к поступлению и прочитал много классических книг, до которых не доходили руки, и после поступления, когда программа заставляет нас много читать. Последняя книга - "Новая луна" Йена Макдональда, футуристический сай-фай с политическими интригами в стиле "Игры престолов" и "Карточного домика". Сейчас читаю "Красный крест" Саши Филипенко, буду писать на него рецензию.

Читательских планов море, я унес рюкзак книг с предыдущей ярмарки "Нон-фикшн" в Москве и до сих пор многие не прочел, а уже следующая ярмарка совсем скоро.

Сейчас стремлюсь к тому, чтобы читать книги максимально быстро без вреда для восприятия их содержания. Вижу прогресс: год назад читал одну книгу десять дней, сегодня - максимум четыре дня.

Ссылки по теме:

«Я верю в курсы писательского мастерства» — 22.09.2016

Трижды писатель. Зачем нужны литературные курсы? — 16.08.2017