01.12.2017

Литература не должна воспитывать

На ярмарке интеллектуальной литературы Нон/Фикшн прошла встреча проекта «Книги моей жизни»

Нонфикшн-новости-Книги-моей-жизни-Клариса-Пульсон
Нонфикшн-новости-Книги-моей-жизни-Клариса-Пульсон

Текст и фото: Наталья Соколова/РГ

В Литературное кафе литературный критик Клариса Пульсон пригласила Дмитрия Косырева, или Мастера Чэня, — востоковеда, писателя, журналиста. Как говорит он о себе, «писал и пишу прежде всего об Азии — Юго-Восточной, Восточной и всякой другой». Из его последних книг самая заметная — «Советский Кеннеди» об ученом-экономисте, министре иностранных дел Дмитрии Шепилове, который был дедом писателя.

«Сегодня мы не будем говорить о том, как хороши мои книги?» - с шутки начал встречу герой. Клариса с улыбкой сказала: «Нет». И еще раз напомнила


идею проекта — известная личность называет список своих любимых или нелюбимых, но значимых книг,


а после беседы, в идеале, участники в зале, придя домой, захотят прочитать или перечитать эти книги. «Раскрываем героев с неожиданной стороны», - подчеркнула Клариса.

«Достоевского я не люблю, - сразу расставил приоритеты Дмитрий Косырев. — Вообще всю вторую половину XIX века. Очень мрачная литература, которая учит, как надо жить. Но литература не должна воспитывать».

- Ваша первая книга? — традиционный первый вопрос от автора проекта.

- Первая, наверное, «Курочка Ряба». А вот в сознательном возрасте хорошо помню Стивенсона «Черная стрела», именно она, а не «Остров сокровищ». Эта книга до сих пор лежит у меня на даче. Та самая. Я каждое лето ее перечитываю. Дача в лесу. И каждое лето у меня в лесу летают черные стрелы и воюют Алая и Белая розы. Позднее я прочитал эту книгу на языке оригинала. Надо сказать, что книга потрясающая, последние строки помню наизусть. Это музыка вместо прозы. Вообще между музыкой и литературой, мне кажется, нет разницы.

Еще одной главной книгой Косырева стали «Три мушкетера» Дюма. Кстати, как говорит Клариса Пульсон, многие герои «Книг моей жизни», а точнее мужчины, обязательно называют эту книгу главным романом юности.

- Кто твой любимый герой в «Трех мушкетерах»? - спросила Клариса.

- В каждом возрасте по-разному. В книге герой один, только он в четырех ипостасях. Себя автор вообще ассоциировал с Портосом. Книга прекрасная — а какие диалоги! Ведь Дюма был еще и неплохим драматургом.


«Три мушкетера» - это книга для тех, кто пережил 90-е.


В те годы тоже было непонятно, кто на чьей стороне.

Затем перешли к «Мастеру и Маргарите». «Эта книга — пример того, как можно научиться хорошо писать, книга-музыка, - говорит Мастер Чэнь. - Булгаков работал в романе как композитор, он писал симфонию. Главный герой здесь единое целое — Мастер и Маргарита. Но я люблю Мастера вопреки его жуткой судьбе».

Еще из любимых у Дмитрия Косырева — Оскар Уайльд: «Жизнь не ужас-ужас, сделайте читателю приятное. Уайльд шутил, показывал, что другая литература возможна и она не менее ценна, чем серьезная тяжеловесная классика».

Следующее произведение — «Остров Крым» Василия Аксенова: «Безумная, как фейерверк, фантазия, полная отвязность. Люблю Аксенова за его свойство свободно, весело, легко писать. Конечно, это не Уайльд, чуть потяжелее».

А завершили беседу Шекспиром. Мастер Чэнь любит конспирологические теории о происхождении Шекспира и решил для себя: Шекспир — это два человека, и они точно не актеры. Уж слишком много знал тот, кто скрывался за именем Уильям Шекспир. Из любимого у Косырева — «Гамлет»: «Гамлет — типичный пример провалившегося политика, пример того, как не надо жить. И опять же Офелию жалко».

Ссылки по теме:

Самсонов и аномалия

Я видел войну, и мне не понравилось

Рай по Номаху. Интервью с Игорем Малышевым