02.12.2017

110 автографов Марины Цветаевой в одной книге

В сентябре этого года, к юбилею Марины Цветаевой, вышла книга-сборник «Библиофильский венок М. И. Цветаевой»

Текст: Дарья Крутоголова

Фото из фейсбука Анфисы Храмовой

Сегодня на ярмарке non/fictio№19 состоялась её презентация — правда, как сказал Михаил Сеславинский (один из авторов сборника), несколько бесцельная: «Обычно на таких мероприятиях рассказывают о книжке, чтобы поддержать ее продажи. Но так получилось, что сейчас мы говорим о книге, тираж которой фактически распродан за эти два месяца». Поясняя, о чем, собственно, идет речь, литератор выразился весьма просто: библиофильский венок — это то, что находится в собраниях библиофилов, сборник рукописных материалов, различных посланий, фотографий и прочих личных вещей. Сейчас читателю представлены под одной обложкой две подобные крупнейшие коллекции, принадлежавшие известным литературоведам и исследователям творчества М. И. Цветаевой, Льву Мнухину и уже упомянутому Михаилу Сеславинскому.

«Собрание Льва Абрамовича складывалось в 70—80-е годы удивительным образом. Это было не просто коллекционирование автографов Марины Ивановны, ее прижизненных материалов, рукописных изданий, но и к тому же гигантская подвижническая работа, потому что в квартире Мнухина был первый и единственный в те времена домашний музей поэта и именно там происходили встречи людей, заинтересованных ее творчеством и даже иногда в какой-то степени причастных к нему», — рассказывает об истории создания сборника М. Сеславинский. Идея соединить всё это воедино пришла к ним не случайно —


интерес к творчеству Цветаевой не только не угасает, но и распространяется, в том числе за пределами России


(в Америке последнее подобное собрание продали на аукционе более чем за 700 тысяч долларов).

К сожалению, многие автографы и дарительные надписи Марины Цветаевой были уничтожены и утеряны. «Тому, что были уничтожены последние осколки Серебряного века, есть два объяснения. Первое носит, конечно же, политический характер — в эпоху Советского Союза люди попросту боялись показать свою связь с адресатом, боялись показать даже наличие такой фамилии в своей библиотеке. Второе объяснение связано, наверное, с характером самой Марины Ивановны. Она — человек страстный, выражающий свои эмоции откровенно. И любые такие эмоции в дарительных надписях спустя время могли отторгаться получателем по разным причинам». В книге же представлено порядка 110 уникальных автографов: автографы на своих сборниках, автографы на именных изданиях, владельческие надписи (реконструирующие к тому же домашнюю библиотеку Цветаевой), творческие рукописи, письма, записки, открытки и даже телеграмма из Франции с текстом одного из ее произведений.

Отдельно на презентации выделили фотографии из личного архива поэта. Снимки маленькой дочери, всей ее семьи и милый дом в Чехии — с трогательным признанием в любви к этой стране. В этом сборнике — часть её жизни, часть её самой, пронесенная сквозь время. «Не глаза — зеркало души, а рукопись».

Ссылки по теме:

Не венок… Венец! - 06.10.2017

«Библиофильский венок М. И. Цветаевой». Фрагменты из книги - 05.10.2017

Архивная Цветаева - 10.10.2017

Цветаева: одна против всех - 06.10.2017