02.12.2017

«Я придумал жанр теоретического фикшена»

На ярмарке Нон/Фикшн Пьер Байяр представил свою новую книгу «Титаник утонет» и рассказал о том, как читать его книги

Текст и фото: Альбина Драган

Пьер Байяр известен в России своими парадоксальными книгами «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали», «Искусство рассуждать о странах, в которых вы не бывали», «Дело собаки Баскервилей», вышедшими в издательстве «Текст».

О чтении в жизни

Байяр — один из тех писателей, кто всегда читает других и подмечает ошибки и нестыковки в чужих текстах. Он старается читать не менее двух книг в неделю. И тратит на чтение по меньшей мере два часа в день — как раз столько времени писатель и преподаватель в одном из университетов в пригороде Парижа проводит в метро.

Дома у Байяра внушительная библиотека, где каждый автор стоит на своем месте, включая тех, которых он еще не читал, но обязательно прочитает. В библиотеке — книги по психоанализу, литературе и квантовой физике. Сам Байяр верит в теорию множественных миров. И как раз теория о параллельности мироздания легла в основу его «вмешательской критики».

Но несмотря на всю любовь к литературе, есть книги, которые автор все-таки не одолел. Одна из них — пресловутый «Улисс» Джеймса Джойса. Порой Байяр подмечал, что и некоторые исследователи самого Джойса не читали до конца этот роман.

Родоначальник «теоретического фикшена»

Свои произведения Байяр называет «теоретическим фикшеном». Этот жанр стоит на стыке романа и гуманитарных наук. В книгах французского писателя повествование идет не от первого лица, а от лица рассказчика.

«Надо быть очень внимательным при чтении книг. Иногда я расставляю ловушки», — признается автор. Такие ловушки — своего рода провокация, которую обязательно заметит критически настроенный читатель. Поэтому его книги призваны мобилизовать внимание.

С детективами тоже надо быть предельно аккуратным. По его мнению, «в литературе, как и в жизни, настоящие преступники зачастую ускользают от правосудия, а вместо них обвиняют и наказывают второстепенных персонажей».

Например, в «Деле собаки Баскервилей» Байяр разбирает детектив изнутри и указывает на ошибки самого Конан Дойля. Получается самостоятельное детективное произведение.

В итоге в книге Байяр доказывает, что Шерлок Холмс ошибся, а собака совсем ни при чем. За оправдание собаки, кстати, автору на родине выписали награду от ассоциации защитников животных.


«Некоторые критики считают, что текст — это святое. А я считаю, что если ты видишь, что в тексте есть нестыковки и ошибки, надо на них указать»,


— полагает автор. Такой свой подход Байяр называет «вмешательской, или интервенционной критикой».

О книге «Титаник утонет»

Новая книга писателя «Титаник утонет» вошла в рекомендованные списки покупок на ярмарке Нон/Фикшн. От пугающей судьбы корабля «Титан» в романе Моргана Робертсона и реального «Титаника» автор движется к исследованию предвосхищения реальности в литературе.

О творческих планах

Издательство «Текст» и впредь будет издавать книги Байяра. В планах продолжить детективную серию. На русском языке выйдут расследования, посвященные раскрытию убийства Роджера Экройда из детектива Агаты Кристи, а также убийце отца Гамлета из трагедии Шекспира.