25.12.2017

Наговорили на пятерку

Зачем в ЕГЭ по литературе хотят ввести устную часть?

Текст: Наталья Лебедева Фото: kp.ru

Устное собеседование может стать обязательной частью ЕГЭ по литературе. Эта идея министра образования и науки РФ Ольги Васильевой уже нашла отклик среди словесников. Об этом журналистам рассказал председатель Независимой ассоциации словесников, доцент кафедры гуманитарного образования Московского института открытого образования Роман Дощинский.

По его словам, российская система образования совершает плавный переход от «тестовой» модели контроля к живому, непосредственному общению с экзаменуемым.

«Начало положено устным собеседованием по русскому языку, в перспективе устное собеседование по литературе, — заявил он. — Это очень важные политические шаги, ставящие российского ученика с его знаниями и умениями, с его внутренним миром во главу угла».

Найти тему для разговора на ЕГЭ по литературе, по мнению Дощинского, несложно. Можно, например, обсудить прочитанные за годы учебы книги или сделать акцент на сугубо литературоведческие темы. Или как вариант ученик может прочитать выученные наизусть стихотворения. Именно этот вариант пока считается самым предпочтительным.

«Поле для творчества, для выражения своего личного отношения в устном собеседовании более широкое, в этом его достоинство и преимущество перед письменной формой экзамена», — пояснил Роман Дощинский.

Однако сами учителя русского языка и литературы радоваться не спешат. И главный вопрос, которые задают все: а по каким критериям будет оцениваться это чтение стихов вслух? Достаточно ли будет правильно продекламировать все слова или будет учитываться артистизм и выразительность? И как быть в этом случае с объективностью, ради которой собственно и вводились письменные обязательные экзамены? Будет ли вестись аудио- и видеозапись устной части экзамена, чтобы ученик в случае несогласия с оценкой мог подать на апелляцию? А если так, за чей счет школы будут оснащаться необходимым оборудованием? И еще один немаловажный вопрос: сколько часов будет длиться такой экзамен?

Как видите, вопросов пока слишком много.


А тем временем наши «не читающие» и «не умеющие излагать свои мысли школьники» продемонстрировали самые высокие результаты в овладении чтением среди сверстников из 50 стран мира.


Согласно данным международного исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), благодаря нашим четвероклассникам Россия заняла первое место в рейтинге.

70 процентов выпускников начальной школы показали высокий уровень читательской грамотности. Лишь немного отстали от российских ребят школьники из Сингапура, Гонконга, Ирландии и Финляндии.

Исследование в очередной раз доказало, что высоких результатов в чтении достигают дети, в семьях которых родители сами любят читать и уделяют серьезное внимание дошкольной подготовке своих детей.

«Результаты наших школьников в PIRLS-2016 подтвердили высокое качество нашего начального образования, нацеленность российских образовательных стандартов на развитие читательской грамотности. Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно», — прокомментировала результаты PIRLS министр образования и науки РФ Ольга Васильева.