18.01.2018

«Подменили Родину мою» Новелла Матвеева

19 января 1958 года, вышла в свет первая публикация стихов Новеллы Матвеевой.

Новелла-Матвеева
Новелла-Матвеева

Текст: Дмитрий Шеваров

Высокая честь открытия нового яркого имени в русской поэзии принадлежит... "Советской Чукотке" - изданию, казалось бы, далекому не только от Москвы, но и от литературной жизни. Публикация Матвеевой в этой газете состоялась благодаря журналисту Канифу Хакимову (о том, как это произошло, мы рассказывали в "Календаре поэзии" 5 ноября прошлого года).

Первая публикация помогла Новелле преодолеть робость и переступить порог "Комсомольской правды", где 1 ноября 1959 года появилась целая страница со стихотворениями Новеллы Матвеевой. Она начиналась такими словами от редакции: "Новелле не пришлось много учиться: она долго и тяжело болела. Но она много читала, много слушала, много думала..."

И вот эта подборка с тихими стихами книжной девочки открыла уже всей большой стране поэта с совершенно особым, суверенным миром.

Сегодня мы публикуем два стихотворения Новеллы Матвеевой. Это первая их публикация. К несчастью, слово "первая" уже не обрадует автора - Новелла Николаевна умерла в сентябре 2016 года. И у меня уже не будет этой радости - взять несколько свежих номеров газеты и привезти их автору в Камергерский переулок. Пройти в арку, повернуть налево, подняться на старом дрожащем лифте (так было в 1990-е) и постучаться в деревянную дверь...

Стихи, которые вы сейчас прочитаете, нуждаются в небольшом предисловии.

В поэзии Матвеевой, кроме лирической струны, всегда звучала и более резкая струна - полемическая, даже задиристая. Если нежная струна тянулась от мамы Надежды Тимофеевны, талантливой поэтессы, то тягу к отклику на "злобу дня" Матвеева унаследовала от отца Николая Николаевича - революционного оратора в юности, а позднее лектора и краеведа, писавшего в газеты под псевдонимом Бодрый.

Но и увлекаясь публицистикой, Матвеева никогда не увлекалась чужими идеями или мыслями. Даже общепризнанные мнения не могли поколебать ее собственного.

Вот стихотворение "Серебряный миг", которое вы сейчас прочитаете, может показаться вызывающим: мы ведь со школы привыкли считать Серебряный век чуть ли не самой благодатной эпохой в русской культуре. А Новелла Николаевна видела за блеском серебра мерцание болотных огней и считала Серебряный век нравственно ничтожным. Для нее не было ничего отвратительнее декаданса (а вслед за ним - и постмодернизма). Матвеева считала самым коварным преступлением смешение в литературе добра и зла, высокого и порочного, духовного и соблазнительно плотского.

Громкие же имена ее не гипнотизировали. Она равно отвергала и творца "Декамерона", и сочинителя "Лолиты", и какого-нибудь модного Дэна Брауна. И это было не ханжество, а целомудрие, неуступчивость чистого сердца.

Главным признаком подлинного величия того или иного гения Матвеева считала лишь одно - милосердие: "Ничто так не рифмуется открыто с величием, как срочная защита отверженных!" Поэтому столь необычен был ряд ее любимцев. В нем рядом Пушкин и Марк Твен, Шекспир и Юрий Никулин, Ростан и Чаплин, Честертон и Леся Украинка, Диккенс и Александр Грин, Брейгель и Сервантес, Моцарт и Джульетта Мазина...

Со стихотворением "Высказывание о чистоте народной" все проще. Оно вызвано лукавством эстрадных исполнителей "шансона" и якобы фольклорных песен. Эти господа любят ссылаться на "народные" истоки скабрезных песнопений или на то, что "народу нравится - вот и пою".

Публикуется впервые

  • Высказывание о чистоте народной
  • Станюковичевские матросы
  • И тургеневские мужики -
  • Те славяне, те великороссы
  • От частушек сальных далеки.
  • Оккупанты, шваль, "компрачикосы",
  • Загнанного общества отбросы, -
  • Вот с кого (а не с народа) спросы,
  • Вот где порча! Вот где пошляки!
  • В старых деревнях была надменность, -
  • Ненависть к беспутному житью.
  • Фабрики и современность
  • Подменили Родину мою,
  • Чернозема сглазили бесценность,
  • Впрок отладили забвенность, -
  • Раскидали сельскую семью.
  • Возродится,
  • Мнилось, и на пепле
  • Чистота народных сил былых.
  • Но едва лишь фабрики окрепли, -
  • Не осталось места и для них...
  • И уже бесчувственные бредни
  • Тянутся - одна другой срамней.
  • Дескать, "Русь всегда была последней,
  • песни шлюх всегда ценились в ней".
  • С Чистотой, присущей нам когда-то
  • Не спешите расквитаться,
  • Вся классика написана без мата;
  • Пятен порчи в ней найти нельзя.
  • И чиста, как подвиг Коловрата,
  • Русской песни древняя стезя.
  • 1—3 апреля 2016

Серебристый миг


  • Понапрасну в нетерпении неком
  • Серебристый миг прозвали "веком"!
  • Увлеченье столь коротким сроком
  • Остальному веку выйдет боком.
  • Знаю, знаю, хитрые рассудки!
  • Серебристый Миг у вас в почете
  • До того, как вы от той минутки,
  • Точно хвост у ящерки-малютки,
  • Семь десятилетий отсечете!
  • "Век"? "Серебряный"?
  • Всего скворешня.
  • Что же, - не учитывая встрясок, -
  • Вы сдаете целое столетье
  • Двум десяткам томных полумасок?!
  • Значит, век реальный, век объемный
  • Не был вашим, ироды?
  • Коль скоро
  • Вам не жаль его,
  • Как прутик скромный,
  • Уступить другим без разговора?
  • Вам не жаль
  • Большого разворота
  • Времени, - зачеркнутого вами, -
  • (Только бы его не занял кто-то,
  • Кто в карман не лезет за словами)?!
  • Чай не зря оврагами и рвами
  • Ходит, - чуждый вашим
  • "райским" кущам,
  • Гений, что из Мига
  • Изгнан вами
  • Но и до столетья не допущен!
  • Боязно ли вам на скользкой грани
  • С прославленья лакомством
  • миндальным -
  • Не себе, не парню из Рязани,
  • А каким-то свойственникам
  • дальним?
  • Вам не жаль, что не у вас в наличии
  • Вся рифленость речи?
  • Вся ребристость
  • Убедительных косноязычий?
  • А когда не жар своеобычий, -
  • Так хотя бы... та же серебристость?
  • Вам не жаль единственного места,
  • Где самим бы вам и отличиться?
  • Так волчатам пищу без протеста
  • Уступает старая волчица.
  • Март 2016

Публикация Павла Калугина