Текст: Наталья Лебедева
Фото: Babyzzz.ru
23 января — Международный день ручного письма или просто почерка. Почерк каждого человека неповторим и уникален, как отпечаток пальца. Но в наш высокотехнологичный век этот навык постепенно теряет свою актуальность. Зачем учиться писать рукой, если в обычной жизни мы берем ручку только для того, чтобы написать где-то заявление, все остальное мы пишем с помощью клавиатуры или экрана смартфона. Некоторые уже дошли до того, что предлагают отказаться от прописей в школе, а первоклашек сразу же учить пользоваться клавиатурой.
Но пока такие эксперименты проваливаются, потому что как только ребенок перестает тренировать свою руку и выводить кружочки и крючочки в тетрадке, это сразу же сказывается на его успеваемости. В процессе ручного письма задействуются около 20 областей мозга, и это отличная тренировка не только мелкой моторики, но и ума.
Никто не требует от детей каллиграфического почерка, но им придется научиться писать в тетрадках аккуратно, ровно и понятно. А мы подскажем, как им в этом помочь.
Учитель, автор более 700 учебных пособий для начальной школы Ольга Узорова называет пять главных причин, которые должны мотивировать родителей научить детей красиво писать.
Во-первых, если ребенок будет писать небрежно и с исправлениями, то описок и глупых ошибок не избежать. От этого не застрахованы даже дети с врожденной грамотностью. Во-вторых, если не закрепить навык грамотного письма, ребенок просто не сможет себя проверить, потому что не сможет понять, что он написал. Отсюда вытекает третья причина — если не поставить ребенку почерк в начальной школе, ему будет сложно учиться в средней, потому что разбираться в собственных каракулях у него там времени не будет. В-четвертых, небрежный почерк и неразборчивые буквы — это повод снизить оценку. Если учитель не может понять, какая буква написана, «о» или «а», пятерку он точно не поставит. И если тройку в тетради можно будет потом исправить, то исправить балл за ЕГЭ будет значительно сложнее.
Вот вам и пятая причина — во избежание спорных ситуаций на экзамене бланки ЕГЭ должны быть заполнены красивым почерком.
Есть дети, которые с двух-трех лет уже крепко держат карандаш и выводят ровные палочки и кружочки. Но большинство сидит часами над прописями, рисуя бесконечные ряды одних и тех же букв. Слезы, вырванные листы и нервная дрожь у родителей и первоклашек при виде учебника по русскому языку. Но всего этого можно попробовать избежать, если следовать простым советам.
Шесть советов от Ольги Узоровой, как без слез научить ребенка красиво писать:
1. Очень важна добрая мотивация. Ребенку крайне важно захотеть научиться красиво писать, а не сделать исключительно в этой домашней работе, когда над душой стоят родители с ремнем. Поэтому наберитесь терпения и занимайтесь с ребенком с улыбкой.
2. Объясните ребенку, что некрасивые буквы и цифры — это как злая карикатура или не всегда узнаваемый шарж вместо красивой фотографии. Буквы и цифры не делали ему ничего плохого. Не надо их расстраивать — писать так, что они сами себя не узнают.
3. Прежде чем ребенок начинает прописывать строчку, говорите ему, что, когда он напишет, вы вместе с ним подчеркнете карандашом самые красивые буквы (цифры) и посчитаете, кто победил; определите буквы-модели, буквы (цифры) для подиума, причем именно правильные варианты прописных буквы (п, а, ц и пр.), а не те иероглифы, которые он иногда пишет вместо букв или цифр. Также посчитаете, много ли первых, вторых и третьих мест.
4. Если в строчке одна красивая буква, то обязательно изобразите самый бурный восторг, словно вы «не верите» ребенку, что это он сам написал!
Родители, ЗАПОМИНАЙТЕ СЛОВА: «Это ты сейчас к учительнице сбегал в школу, и она тебе написала такую красивую и правильную букву (при этом объясняете, почему правильную — овал, а не треугольник, не заехал за строчку, красивый крючок и пр.)? Ты папу под столом спрятал? Папа написал такую самую красивую букву? Может, бабушка? Нет? А кто тогда? Ты?! Может, ты вырастешь, и сам прописи для детей напишешь? А еще хоть одну такую сможешь написать? Я всем похвастаюсь!»
5. Очень полезно найти старую тетрадь ученика начальной школы, который идеально пишет. Попросите ее у учительницы. А еще лучше несколько тетрадей разных детей с красивым почерком. Положите эти тетради перед ребенком, и пусть он выберет тот почерк, который ему больше нравится. Пусть пробует ему подражать. Раскрытые эти тетради (или их ксерокопии) должны лежать у вашего ребенка на столе при выполнении письменных и домашних работ долгое время.
6. Если у ребенка не получается сразу подражать, копируя хороший почерк, предложите ему научиться написать так же красиво, например, букву «В» или любую другую, которая понравится. И вот так… буковка за буковкой, циферка за циферкой… пока не появится ответственность, внимание, уважение и почтение к тому, что сам в тетради написал.
Больше информации на сайте: http://uzorova-nefedova.ru/