13.02.2018
Писатели в интернете

Денис Осокин ушел в «Ночной караул»

Казанский писатель Денис Осокин, который нечасто балует читателей новыми произведениями, опубликовал на своей странице в фейсбуке рассказ

Денис Осокин
Денис Осокин

Текст: Олег Корякин

Фото: Aif.md

Главный герой рассказа «Йуд Орол» («Ночной караул» в переводе с марийского) — мужчина по имени Олёш. Напомним, что у Дениса Осокина особая манера письма: нет заглавных букв, красных строк, сокращенная пунктуация. Место действия — республика Марий Эл, в которой живут герои многих книг писателя. С первых же строк он погружает читателя в ее пространство, волшебное и при этом вполне реальное: «километр или полтора — между жилой деревней колокудо и нежилой маскародо. колокудо — значит двадцать домов. маскародо — род медведя. кроме названий я о них помнил только огромные, не по-земному огромные просто березы — высоченные, толстенные — в окрестностях этих деревень. или ветлы… а больше ничего. моя мама из маскародо. и я бывал здесь в глубоком детстве — когда живы были мамины родители. а сейчас и мамы давно уже нет. и дом тот стоит очень страшный. наверное». 

В заброшенную деревню Маскародо и отправляется из города поссорившийся с невестой герой, чтобы побыть наедине с собой. Но не тут-то было. Здесь он знакомится с местными жителями, которых по идее быть и не должно. Их, в общем-то, почти и нет — они невидимые. Олёш слышит их голоса. Односельчане зовут его на йÿд орол — так марийцы называю ночной караул. Каждую ночь семьи-компании, как по графику дежурств от дома к дому, ходят всю ночь по деревне, обходят ее несколько раз кругом, сидят на окраинах — в темноте или у костра — следят, чтобы в деревне ночью не случился пожар. Это неожиданное дежурство пробуждает в герое родовую память. К тому же он понимает, что имеет дело не с односельчанами-призраками, а с самой Судьбой, принявшей их облик. Обрусевший Олёш вдруг начинает думать и говорить по-марийски. За одну ночь он проживает тысячи ночных караулов, начиная с детства, хотя и не бывал в них никогда. Его озаряет: «мой бог.. да меня ведь этот йÿд орол и воспитал.. просто — самим своим существованием. и я не сумею назвать для себя более сильных и внятных учителей. даже рощи-кюсото не были так убедительны.. святые места мне нравились, волновали — но сердечное общение с ними я всегда откладывал на потом. а йÿд орол был всегда — как палка, как собака, как день и ночь». 


Финал у рассказа грустный и светлый. Впрочем, отправляйтесь в «Ночной караул» и решайте сами. Заброшенная деревня Маскародо ждет вас. 


— Книжечка маленькая — поэтому и повесил в фейсбуке, — пояснил Денис Осокин корреспонденту портала ГодЛитературы.РФ. — Если бы была чуть объемнее, опубликовал бы сначала на каком-нибудь дружественном литературном сайте. Или «на бумагу» предложил и ждал бы публикации несколько месяцев. А тут хотелось поделиться поскорей с читателями. Хорошая реакция меня очень очень согревает, придает сил, в которых я сейчас очень нуждаюсь. 

По словам Дениса Осокина, у марийцев в деревнях действительно было принято отправляться в йуд орол, ночной караул, и оберегать дома от пожара. Более того — это происходит и сейчас, хоть и не в каждой деревне.

— Ничего сакрального в этом карауле нет. Йуд орол — это как общественное пастушество. Ну а волшебностью и всяческими превращениями его наделил я сам. В моей литературе ведь нет ни границ, ни кордонов, никаких преград во времени, пространстве, между мирами, между жизнью, мечтами, смертью, но все, что там написано, для меня это физическая реальность. Я ведь писатель-реалист (смеется) и такой реальность вижу и в такую нее и верю. 


То есть моя история про йуд орол — физическая, а не метафизическая. 


Вот все, что там написано — так оно и было, и происходило. И — важный момент еще. На титульном листе местом создания книги стоит «Колокудо, 2018». То есть книга написана там. И написана, естественно, потом, после случившихся событий. О чем это может говорить? Скорее всего о том, что герой-автор вернулся в Колокудо — в жилую деревню. И раз там написал книгу — возможно он теперь там бывает время от времени или живет вообще.. Это вот — такое мое маленькое умышленное приглашение-подсказка к будущему героя.. Или мое желание. Хотя кто ж знает наверняка? И может он и вовсе написал книгу с того света, как другой мой герой-автор Аист Сергеев написал оттуда своих «Овсянок».

К слову, деревни Колокудо и Маскародо действительно существуют. Находятся они в Советском районе Марий Эл. В одной живут люди, а другая заброшена. Писатель бывал там. Более того, в Колокудо режиссер Алексей Федорченко снимал несколько эпизодов для фильма «Небесные жены луговых мари» по одноименной книге Дениса Осокина. 

Прочесть рассказ Дениса Осокина можно здесь.

Читать по теме: