Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ, для fr.rbth.com
Фото: К.Ф. Юон «Провинция»/ фото писателей fr.rbth.com
На открывшемся 5 февраля в Париже двухдневном фестивале русской книги «Европейские дни русской книги и русскоязычных литератур» особое внимание уделено литературе, производимой далеко от российских столиц - «в регионах». По просьбе французской редакции проекта Russia Beyond the Headlines ГодЛитературы.РФ вспомнил нескольких современных писателей, творчество которых отражает загадочный «русский материк».
Poccийская культурная жизнь всегда отличалась центростремительностью. Конечно, типаж молодого провинциала, рвущегося завоёвывать столицу, возник не в России, но, кажется, именно в России и именно в ХХ веке его развитие дошло до своего логического завершения. В советское время для всех творческих людей переезд в столицу был неизбежной ступенью роста, хотел он того или нет. И, разумеется, писатели здесь не были исключением. Хотя, казалось бы, писателю, в отличие от кинорежиссёра или балерины, не нужна для самореализации большая киностудия или Большой театр. Даже у Михаила Шолохова, не выезжавшего из своей казачьей станицы, была квартира в Москве, полагавшаяся ему как большому начальнику.
B XXI веке, когда за литературные достижения перестали давать квартиры, писатели оказались в ситуации жесткого выбора: отправляться на суровое завоевание столицы или же оставаться на «малой родине» в относительном комфорте… но в полной безвестности. Лишь в 2010-е годы появился целый ряд писателей, не желающих завоёвывать столицу, а наоборот, предпочитающих, чтобы столичные литературные премии «приезжали» к ним.
Алексей Иванов (Пермь - Екатеринбург). Плодовитый автор многочисленных романов, по одному из которых - «Географ глобус пропил» - снят успешный фильм. При этом его романы написаны столь по-разному, что его землячка (давно, впрочем, переехавшая в Москву) - писатель Ольга Славникова - в шутку называет Иванова «человеком с тремя полушариями мозга». Помимо художественной литературы, он выпускает нон-фикшн о реке Чусовой, о родном Урале и его столице Екатеринбурге, в который недавно переехал. В недавнем альбоме-путеводителе отстаивает идею, что на промышленном Урале сложилась некая особая «горнозаводская цивилизация».
Денис Осокин (Казань). Под пером этого писателя, не достигшего еще сорокалетия, приоткрывается жизнь, нравы и сам строй мыслей народов Поволжья - марийцев, эрзян, чувашей. Которые предстают на страницах его книг своеобычными, как загадочные этруски - свободно общающимися с духами предков, пребывающими одновременно в прошлом, настоящем и будущем, ревностно блюдущими свои тайные обряды. Своеобычие героев Осокина вполне оценили кинематографисты: фильмы по его книгам «Овсянки», «Небесные жены луговых мари» и «Ангелы революции» заставили о себе говорить на крупнейших кинофестивалях.
Василий Авченко (Владивосток). Имя 35-летнего дальневосточного журналиста получило общероссийскую известность в 2009 году после выхода книги нон-фикшн «Правый руль», в котором отстаивалось не столько право ездить на ввезенных из Японии подержанных автомобилях, сколько право иметь собственную идентичность. В 2015 году он выпустил несравненно менее политизированную и более поэтичную книгу "Кристалл в прозрачной оправе. Рассказы о воде и камнях", посвященную уникальной природе его родного Приморского края.
Максим Осипов (Таруса). Биография 53-летнего Осипова удивительна. Москвич по рождению, врач
по образованию, он вернулся в Россию после двухлетнего пребывания в Калифорнии в начале 90-х, а в 2005-м оставил успешный медицинский бизнес и поступил на службу врачом-кардиологом в центральную районную больницу Тарусы - маленького городка Калужской области (весьма популярного, впрочем, среди столичных любителей тихого медитативного отдыха). И параллельно, не бросая самоотверженной медицинской практики, пишет романы, рассказы, пьесы, - за что незамедлительно получил прозвище «нового Чехова». Сравнение эффектное, хотя, как все эффектные сравнения, спорное. Но название его дебютной книги - «Грех жаловаться» (2009) - бесспорно, вполне отражает жизненную установку врача-писателя.
Роман Сенчин (Тува - Красноярский край - Москва). Суровый реалист Сенчин, во многом
продолжающий традиции социалистического реализма советской поры, во многом продолжает и жизненную траекторию советского писателя, включающую в себя учебу в Литературном институте и переезд в Москву по его окончании. Но траектория эта вынуждена новыми постсоветскими обстоятельствами: после распада СССР в его родной Туве начались националистические волнения. А проще говоря - русских жителей начали выдавливать из автономной республики. Семья Сенчиных перебралась в соседний Красноярский край и попыталась заняться фермерством, что впоследствии Роман с беспощадной откровенностью описал в самом известном своем романе «Елтышевы» (2009). Впрочем, судя по большому краеведческому очерку «Тува», к своей экзотической малой родине писатель сохранил вполне теплые чувства. А красноярский край описал в недавнем романе «Зона затопления» (2015). Сюжет этой книги тоже не слишком весел - переселение жителей сибирской деревни при строительстве гидроэлектростанции. А фактура ее тоже почти полностью документальна. Такова уж природа дарования этого писателя. Не зря же по-русски имя «Роман», собственно, и значит «роман».
Ссылка по теме:
Буквы на экспорт - ГодЛитературы.РФ, 05.02.2016