05.04.2018

Стартовал IX онлайн-кинофестиваль «Дубль дв@»

С 5 по 17 апреля пройдет онлайн-кинофестиваль современного авторского российского кино

Кинофестиваль-Дубль-Два
Кинофестиваль-Дубль-Два

Текст: «Российская газета»

Фото: Сергей Михеев/РГ 

В четверг открылся IX онлайн-фестиваль "Дубль дв@". С 00:00 часов 5 апреля (по московскому времени) уже можно смотреть в интернете первые фильмы наших конкурсов - "Ке-ды" Сергея Соловьева, "Холодное танго" Павла Чухрая, короткометражные "PRO кино" Дениса Примы и "Каждый первый" Николая Котяша. Смотреть, выбирать будущего лауреата Приза зрительских симпатий, ставя оценки по десятибалльной системе, писать свои отзывы на конкурс рецензий - все это на сайте d2.rg.ru.

"Дубль дв@" можно назвать международным фестивалем нового типа. Если Московский международный, к примеру, показывает москвичам фильмы мира, то "Дубль дв@", наоборот, показывает миру фильмы России - его виртуальный кинозал не имеет границ, и в среднем его ежегодно смотрят зрители из 85—90 стран. Для людей, не владеющих русским языком, многие фильмы снабжены английскими субтитрами.

Интернет-фестиваль дает редкую для кино возможность "обратной связи": авторы могут почувствовать живую реакцию публики. С первых минут показа фильма здесь же, на сайте фестиваля, работает счетчик зрительских оценок, на его форуме множатся отзывы, реплики, вопросы к авторам картин, и часто - полноценные серьезные рецензии, глубине и точности которых позавидуют профессионалы. Все зрители приглашены к участию в обсуждении фильмов и голосованию за лучшие. Для этого достаточно нажать на одну из десяти звездочек под экраном (правая, 10-я, - высшая оценка), войти в поле с титром "Написать рецензию" и в открывшемся окне высказать свое мнение о картине, поддержать предыдущие мнения или поспорить. Это фестиваль, где чувствуешь дыхание невидимого, но бесконечно огромного кинозала. В наш век он составит главную судьбу кино: фильмы обживаются в интернете все прочнее и успешнее.

На фестивале два конкурса: фильмы полного и короткого метра. В первом картины обсуждает жюри под председательством драматурга Рустама Ибрагимбекова, во втором - студенты киноведческого факультета ВГИКа имени Сергея Герасимова. И в обоих свое суждение о лучших фильмах и актерах вынесет Большое зрительское жюри, в котором может участвовать каждый желающий. В последние дни, когда жюри начнут подводить итоги, паузу заполнит родственное кинематографу искусство театра - вы сможете посмотреть мюзиклы по русской литературной классике: "Гадюка" по Алексею Толстому и "Яма" по Александру Куприну. Мы благодарим за участие в фестивале Новосибирский музыкальный театр и Свердловский академический театр музыкальной комедии.

Немного о принципах отбора картин. Как вы заметите, в программе нет лучших фильмов года, таких как "Нелюбовь" или "Аритмия". Они уже знамениты, обласканы вниманием прессы, усыпаны отечественными и международными наградами - чтобы прийти к зрителям, им не нужна наша помощь.


Наша задача - выискивать в глухих запасниках российского кино фильмы, достойные того, чтобы их посмотрело как можно больше людей.


Но их почти не показывали кинотеатры, мимо них прошли главные телеканалы - мы надеемся привлечь к ним внимание максимальной аудитории. В фестивальной афише есть авторское кино, которое надеется достучаться до наших душ и нашего разума, но не особо рассчитывает на коммерческий успех ("Скоро все кончится", "Мой лучший друг", "Нашла коса на камень", "Ложь или действие"). И есть картины, ориентированные на массовую аудиторию, однако до нее так и не дошедшие ("Частное пионерское-3", "Из Уфы с любовью", "Тень", "Близкие", "Ке-ды"). В российском кино, где в год снимается более ста полнометражных игровых картин и никем не учитываемое число короткометражек, таких "фильмов-невидимок" абсолютное большинство. В киноиндустрии идет смена поколений, приходят новые авторы, и все чаще режиссерское кресло, еще недавно оккупированное "сильным полом", занимают женщины. Пытаясь извлечь неведомые публике картины из "черной дыры" проката, наш фестиваль отражает и эти процессы.

Мы хотим вернуть такие фильмы к жизни, подарить каждому из авторов его "звездный час". Чтобы зрители городов и сел, где иной раз и кинотеатров нет, могли повторить изумленную фразу, лейтмотивом сопровождавшую все восемь предыдущих фестивалей: "Мы и не знали, что у нас делают такое хорошее кино!"

МНЕНИЯ

Оксана Карас, режиссер, член жюри VIII фестиваля "Дубль дв@":

К хорошему быстро привыкаешь - я уже не могу представить весну без фестиваля "Дубль дв@". Когда-то его программный директор заметил мой дебютный фильм "Репетиции" и пригласил в конкурс - таким образом моя картина, которая не имела проката, получила вторую жизнь. А в прошлом году мне уже посчастливилось поработать в жюри. Так что этот фестиваль мне совсем родной: я знаю его и как режиссер-участник, и как член жюри, и как рядовой зритель. И в любом качестве всегда радуюсь возможности посмотреть фильмы, отобранные со вкусом и невероятной тщательностью настоящих синефилов, фильмы, которые, может, и не были на слуху, иной раз даже не выходили в прокат. Но можно быть уверенным, что это настоящее кино и точно must-see.

Рустам Ибрагимбеков, драматург, председатель жюри IX фестиваля "Дубль дв@":

Идея такого фестиваля - потрясающая! Чрезвычайно необходимая. Потому что в этой стремительной жизни мы очень часто проскакиваем мимо значительнейших явлений кино. И возможность широкому кругу зрителей увидеть то, что пропущено, или заново осмыслить когда-то виденное, бесценна. Я вижу смысл не только в том, чтобы показывать на таком фестивале фильмы самых последних двух лет. Хорошо бы в этих конкурсах возвращать нам и лучшее кино прошлых лет, которое актуально и сегодня. Помогать хорошим картинам стать долгожителями - они заслуживают этого не меньше, чем хорошая книга. Так что, по-моему, это высоконравственное действо, которое я горячо поддерживаю своей предстоящей работой в жюри.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Оригинал статьи: «Российская газета». Проект «Кинократия»