28.04.2018

Хроники поглощения Макондо

Пермская художница проиллюстрировала «Сто лет одиночества»

Сто лет одиночества_иллюстрации
Сто лет одиночества_иллюстрации

Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь

Посетители «Библионочи» в большом зале пермской Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина не могли пройти мимо выставки иллюстраций Юлии Лушниковой-Матвеевой к роману Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». События всероссийской акции здесь проходили, собственно, в ее антураже. С вернисажем можно продолжать знакомиться и сейчас.

На стендах представлены восемь больших листов акварелью и карандашом и обилие предварительного материала: эскизы, зарисовки, наброски, демонстрирующие ход мысли автора при работе над образами. Художница прежде всего изобразила крушение Макондо под наступлением внешних стихийных сил, которые автор рассматривает как здоровые.


Мотив победы первобытной природы над ненадежной и ослабленной человеческой цивилизацией и полной капитуляции той — ведущий для этого цикла.


Шедевр мировой литературы, этот роман Маркеса, с одной стороны, притча, с другой — фантасмагория, с третьей — семейная сага. Повествующая о том, как обитатели Макондо, унаследовавшие землю обетованную, сами же запустили ее, испортили и превратили жизнь там в преисподнюю. Родоначальники династии Буэндиа обладали неуемной физической и творческой энергией; потомки их из поколения в поколение эту энергию растеряли, погрязнув в мелких страстях и впав в грехи.

Пока это человеческое поселение деградировало и подтачивало само себя разобщением и пороками, за его пределами ждали своего часа джунгли. И по мере того как рушатся последние устои, прежде всего моральные, природа переходит в контратаку. Амаранта и Ребекка объявили друг дружке войну, Хосе Аркадио Буэндиа погружен в себя в кабинете алхимика, Маурисио и Меме предаются похоти в пересохшем бассейне — никто не замечает, что трава пробилась сквозь пол, в углах распустились кусты, скорпионы подкрадываются к стульям, полчища желтых бабочек заполонили воздух... А от сцены, где Фернанда с безжизненным лицом сидит во главе длинного пустого стола, и она за ним — единственный человек, а стены вокруг уже оплетены лианами, тянущимися к остальным пустым сиденьям, веет адовыми муками. И, глядя на пересохший бассейн, мы догадываемся, что произойдет потом, после того, как в оставшихся людях исчезнет все человеческое и очистительный ураган, этот новый Всемирный потоп, нанесет по остаткам Макондо последний удар, — муравьи и бабочки заселят руины и тропические деревья пустят корни там, где когда-то жили Буэндиа…

К «Ста годам одиночества» автор подступалась еще четырнадцать лет назад, оканчивая Институт им. И. Репина в Петербурге, однако тогда для дипломной работы остановилась на Гарсиа Лорке. 

Принявшись в итоге за воплощение давнего творческого плана, художница освоила немало этнографического материала. В работах воспроизведены черты, характерные для латиноамериканского быта и культуры: традиционная одежда, особенности обстановки типичного двора, музыкальные инструменты. Так что зритель и читатель получит картину, не только передающую причудливый мир романа, но и соответствующую реалиям.

Есть и другие любопытные штрихи. На заднем плане сцен балагана в Макондо гнутся на ветру верхушки пальм. Специально для корреспондента портала ГодЛитературы.РФ Юлия поясняет: эти пальмы — «посланцы» с малой родины Габо, как он ее описывал.


Прототипом Макондо был городок Аракатака, где родился прозаик, в восточной части Колумбии.


Представленный цикл — незаконченная серия. У графика созрели замыслы еще нескольких иллюстраций. Однако продолжить работу пермячка хотела бы с перспективой печати; Юлия питает надежду, что найдутся заинтересованные издатели, и думает создать дизайн-макет книги, дабы сократить путь до выхода романа в свет с подобающим оформлением.

Выставка демонстрируется до 1 мая. Вход на нее свободный.

Кстати, с нею соседствует серия абстрактных скульптур Юрия Шикина, на создание которых ваятеля также вдохновила эпопея Маркеса.