06.05.2018

«Стихи хороши подковыристые…»

В Галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Маяковский. Универсальный ответ записочникам»

Выставка Маяковского
Выставка Маяковского

Текст: Андрей Васянин/РГ

Фото: Александр Корольков/РГ

«— Ма-я-ков-ский! Про-пус-ти-те!! — слышно с лестницы, а меж тем зал уже переполнен… Сидят в проходах, на ступеньках, на краю эстрады, на коленях друг у друга» — так Лев Кассиль в книге «Маяковский сам» описывает обычную обстановку перед началом вечера поэта в Политехническом, а на самом деле - в любом городе России 20-х.

Не было тогда в стране литератора популярнее Маяковского. Символ нового искусства, он тараном крушил мир прежней культуры, как революция крушила мир социальный, сносил стены между поэтом и слушателем, выходил со стихами не к избранным гостям литературных салонов, а к сотням зрителей — и тут же ждал от них ответа, реакции на то, что он делает. И, конечно, дожидался ее, отвечая на сцене на десятки записок из зала так же, как и читал стихи — резко, наотмашь, умно, не жалея чужих нервов. А хотел, видно, ответить всем разом. Потому и собирал после выступлений записки с вопросами и репликами из залов со всей страны и набрал их порядка 20 000, чтоб потом отобрать лучшие и выпустить книгу именно под таким названием - «Универсальный ответ записочникам». И вот часть из этих записок, часть вопросов «записочников» представлена на выставке в Галерее «На Шаболовке».

Маяковский на выставке, названной его именем, присутствует лишь в нескольких фотопортретах в разных местах экспозиции - да в динамиках, читающий «Необыкновенное приключение…» и «Послушайте!». А сама экспозиция — это произведения его читателей и слушателей: развешанные по стенам листы и листики бумаги (из архивов ГЛМ и РГАЛИ) с карандашными строками, размашистыми и аккуратными, грамотными и не очень, грубыми и сочувствующими. Перед нами публика Маяковского, его герой, адресат его поэзии, которой он отправлял свои стихи-телеграммы, к которой он ехал по всей стране (выставка открывается списком городов, в которых выступал Маковский - их десятки). С ним на выставке спорят, оценивают стихи и пьесы, убеждают, что его стихи и не «лесенкой» написанные вполне себе хороши, спрашивают об отношении к коллегам (особенно часто тут фигурирует Есенин), требуют уважения к классикам, злятся, что ничего не понимают в его стихах, матерно ругают его, восхищаются им и утешают. И, конечно, просят что-нибудь прочесть - от дореволюционного «Послушайте!» и до злободневного «Клопа».

Эти вопросы и реплики приходят Маяковскому от «чекистов», «нэпманов», «новой интеллигенции», «красноармейцев», «пишбарышень», «студентов» - именно так, на социальные типы их авторов поделены группы записок. Кураторам удалось отразить поэта в зеркале его слушателей и читателей, через многие десятилетия донести до нас массовый портрет читателя и степень воздействия на него поэтического слова и его восприятие автора этого слова.


Перед нами оживает эпоха в лицах, говорящая своим языком и реагирующая на то, что пред ней происходит.


И одетая в свою одежду - каждой группе слушателей Маяковского соответствуют на выставке свои костюмы и атрибуты жизни - от юбок и шляпок из коллекции Александра Петлюры до сигаретниц ответственных работников месткома (артефакты предоставил Музей Москвы).

Есть тут и заготовка той самой книги «Универсальный ответ записочникам», для которой поэт сам отобрал записки и перепечатал их с пропусками, для того чтобы потом вставить ответы. Переплетенные тетради с заготовками под будущий «Универсальный ответ…» из фондов РГАЛИ показываются на выставке впервые, как и многие записки Маяковскому.

Ниже - некоторые из этих текстов. Давайте немного побудем маяковскими и подумаем, как бы мы могли ответить на эти вопросы из 20-х годов.

Орфография и пунктуация оригиналов сохранены.

ххххх

Владим Владимыч!

Не опускайтесь Вы до Масс, поднимайте их до себя, это лучше.

А главное, я давно хотела вам сказать, Вы раньше гораздо лучше писали, быть может, потому что писали меньше. Не беспокойтесь я слежу за Вашим творчеством. Вам меньше всего удаются именно газетные агитки, которыми Вы гордитесь. А лучше у Вас все же вещи вещи о [нрзб] лирике. [нрзб] прочтите из старого «облака»

ххххх

Товарище мне нинравидца ваша песа а нравитес вы саме люблю вас давно

Варламова Вера

ххххх

Т. Маяковский

Скажи из каких новых писателей надо брать пример для начинающего поэта.

Начинающий поэт

ххххх

Вл. Маяковскому.

Прочти из стихов об Америке - рисующее всё же наше превосходство

ххххх

Почему у Вас поэму "На смерть Ленина" написана лесенкой, между тем как понятна она становится лишь тогда, когда читать, не обращая внимание на расстановку слов, а следя лишь за знаками.

Примерно, у Вас написано:

Эра

       эта

              проходила

                            в двери,

Даже

            головой

Не задевая

             о косяк.

Почему бы не писать это так:

Эра эта проходила в двери,

Даже головой не задевая о косяк

Может быть потому, что в первом случае за слово платят как за строчку?

ххххх

Стихи хороши подковыристые. Ты подковыриваешь здорово достижения и недостатки советской общественности. Но почему - Ерш-те в бок они очень сухие и резкие, ты как топором рубишь. Надо их о лирикизировать

ххххх

А ведь просто говоря шкура продажная из тебя выходит хорошая, Вовочка!

ххххх

Приветствую душой вас Маяковский!

Как рад… приветствую сто раз!

О, я себе завидую чертовски,

Что наяву пришлось вас увидать.

Подумать, современнаго поэта

Желает всяк по своему воспеть.

И я, пока душа еще согрета

Весь трепещу при имени "поэт".

Крестьянин. И. А. Базов

ххххх

Почему вы пишите такие х***е вещи как «Баня»? Возмутительно

ххххх

Обычно поэты плохо читают свои прекрасные стихи - Вы-же прекрасно читаете свои - никому непонятные (оборот) стихи, которые всеже приятно случать

ххххх

Маяковский, что ты нахален, лучш не отпирайся.

Били ли тебя где нибудь за твои грубости и сильно ли

ххххх

Голос ваш со́чен,

Только противен на вкус,

Потому-то я в Сочи

Вами не увлекусь

ххххх

Вам ли принадлежат строки "Раньше чем пойти к невесте (оборот) не забудьте побывать в Резинотресте". Это порнография или агитка

ххххх

“Маяковский” = это звучит гордо, но не убедительно…

ххххх

Поэзия Рэфа это поэзия на политический заказ. Рынок поэзии требует стихотворной рекламы - Маяковский пишет рекламы для гума и Моссельпрома. Рынок требует антиалкогольной поэзии - Маяковский дает «Клопа» где дороже платят, где можно больше заработать - там Маяковский со своим Рэфом.

Не поэзия, а халтура.

ххххх

Т. Маяковский!

Мы пришли к Вам прямо с работы, очень устали.

Может быть Вы нам вместо доклада что-нибудь споете из своих стихов и станцуете

пишим с надеждой что вы вывесите на видном месте где Вы чаще всего седите.

"Ударная бригада культурных хулиган»