14.05.2018

Монстры в жизни и на экране

В российском прокате — фильм об авторе «Чудовища Франкенштейна» Мэри Шелли

кадр из фильма Мери Шели
кадр из фильма Мери Шели

Текст: Анна Ильина/РГ

Фото: rg.ru

Мировая премьера фильма женщины-режиссера из Саудовской Аравии Хайфы Аль-Мансур "Мэри Шелли" состоялась в сентябре 2017 года на Международном кинофестивале в Торонто (TIFF). Принят этот полнометражный дебют, поднимающий актуальную тему о женских правах, в Канаде был хорошо, и вот спустя полгода картина добралась и до России.

Кстати, Хайфа Аль-Мансур приобрела известность еще в 2012 году, когда ее дебютная картина "Ваджда" - полностью снятая в Саудовской Аравии, - получила несколько наград на Венецианском кинофестивале и стала первым в истории фильмом из Саудовской Аравии, номинированным на "Оскар".

Для российского проката название ее новой картины было адаптировано, и - признаем - не самым лучшим образом. "Красавица для чудовища" - под таким названием можно найти картину "Мэри Шелли" в российских афишах, и тут зрителям понадобится напрячь фантазию, чтобы не перепутать с известным произведением "Красавица и чудовище", на что, собственно, и рассчитывают прокатчики. Ибо большую кассу эта костюмная драма, посвященная когда-то хорошо известной английской писательнице начала XIX века, соберет вряд ли.

Для большей прибыли в первую очередь на главную роль в картине была привлечена звезда "Малефисенты", "Рокового искушения", "Неонового демона", "Трамбо" и других фильмов юная Эль Фэннинг. Но тут случилось яркое перерождение. По сути, начинающей актрисе удалось проникнуться образом 18-летней Мэри Шелли настолько, что она сама получила удовольствие и размах для игры гораздо большие, чем в коммерческих блокбастерах. Эль Фэннинг доказала, что может быть в кадре не просто хрупкой фарфоровой "белоснежкой", но человеком со стержнем, принимающим решения, порой не соответствующие ее юному возрасту.

https://youtu.be/Nrc32AmBgw0

Как из измученной женской души рождается незабываемый образ монстра - вот основная линия картины "Красавица для чудовища". Талантливой девочке выпала непростая судьба. Она родилась в "продвинутой" семье своего времени. Мать - мать Мэри Уолстонкрафт Годвин была борцом за права женщин, но рано умерла.

Не в силах совладать с непростым ребенком, отец и его новая жена отправляют ее подальше от дома набираться ума. И тут случается ее встреча со вторым претендентом на роль "чудовища" в ее жизни - поэтом Перси Бишем Шелли.

Актеру Дугласу Буту (удивительно похожему на нашего Риналя Мухаметова, или наоборот) удалось создать образ талантливого красавца-революционера с лихорадочным блеском в глазах, при виде которого женщины теряли голову. Он был женат, у него был ребенок, но строптивую Мэри это не остановило - она пошла на все, включая разрыв с отцом. Маленькая квартира, бедность, необходимость приютить у себя сводную сестру... Молодости все нипочем. Пока не наступают сложные обстоятельства, которые заставляют девушку быстро взрослеть.

"Отцом" "Чудовища Франкенштейна" как произведения в фильме - как собственно, и было в жизни - невольно становится лорд Байрон. Именно по его предложению молодые люди затеяли игру "страшную историю", что натолкнуло Мэри на идею будущей книги. Байрон - гуляка, повеса, бабник - таким его изобразил актер Том Стерридж. Никакого холодного красавца, изгнанника, "гонимого миром странника", в соответствии со строчкой Пушкина, лорда Байрона тут нет. Есть повеса с неизменной бутылкой в руке.

А еще, разумеется, есть красивые костюмы, изящные пейзажи - всё, за что мы так любим английские сериалы. Так что "Мэри Шелли" не затеряется - даже под псевдонимом.

Оригинал статьи:

«Российская газета» - 10.05.2018