01.06.2018

«Любимов всегда оставался человеком лиричным»

Альбом «100 современников о Любимове»: Андрей Битов, Марк Захаров, Сергей Юрский, Валентин Гафт вспоминают своего учителя

100 современников о Любимове
100 современников о Любимове

Текст: Екатерина Зайцева

Фото: Сергей Михеев/РГ

В альбом вошли воспоминания друзей и знакомых Юрия Любимова, которые собрала его вдова Каталин. О великом театральном режиссере сказали свое слово Андрей Битов, Марк Захаров, Сергей Юрский, Валентин Гафт, Леонид Ярмольник и другие деятели культуры и искусства.

Каталин Любимова хотела, чтобы этот альбом стал подарком к 100-летию со дня рождения Юрия Любимова всем зрителям его спектаклей.

Борис Бланк, который дебютировал как художник в спектакле Юрия Любимова "Добрый человек из Сезуана", рассказал зрителям, что режиссер, еще будучи актером вахтанговского театра, понял, что


создавать свой мир куда лучше, чем играть в чьем-то придуманном.


"Юрий Петрович создал неповторимый театр и, как ребенок, искал смысл в театральном действе, - сказал Борис Лейбович. - Он был абсолютно свободен, на него не влияли никакие каноны. Причем он не был человеком с гигантским театральным образованием, а интуитивно пришел к режиссуре. Юрий Петрович умел расставлять актеров по местам, и для него это тоже была игра. Наверное, потому, что ему не хватило времени для игры в детстве. Иногда все вокруг становилось частью его театрального действа, и не было предмета в театре, который бы он не использовал. Аналогов того, что создал режиссер Любимов, нет, это театр „свободной игры“".

Спикеры также отметили смелость режиссера, поставившего спектакль по пьесе немецкого драматурга Бертольда Брехта, непопулярного в СССР.

"Так вышло, что спектакль совпал с чаяниями советского народа в период хрущевской „оттепели“, - сказал Борис Бланк. - Он стал знаковым явлением, определившим мышление огромного количества людей. И Юрий Петрович оказался кумиром этого времени и этих людей".

По словам друзей режиссера, спектакль по Брехту в интерпретации Любимова отличался необыкновенной лиричностью.


Несмотря на свою профессию, которая подразумевает умение проявлять жесткость, режиссер умел и любить, и сочувствовать.


"Юрий Петрович не имел специального образования, но учился всю жизнь, осваивал сложнейшую философскую и литературоведческую литературу, - отметил Борис Бланк. - То, что он читал, потом вводил в литературную основу своих произведений. При этом он часто говорил: „Я так мало знаю...“, и эти его слова повергали слушателей в изумление. А еще Любимов, каким бы жестким ему не приходилось быть, всегда оставался человеком мягким и лиричным. Это чувствовали и актеры: если они его понимали и настраивались на его струну, с ним было очень легко. А те, кто не понимал, считали его диктатором".

Каталин Любимова рассказала зрителям, что она планирует выпуск еще одной книги, посвященной творчеству своего мужа - в нее войдут рассказы людей, которые не поместились в первой книге.

"Я прожила с Юрием Петровичем 38 лет. Он был сердечным человеком, преданным своим друзьям и близким. Но, к сожалению, последние годы жизнь была несправедлива к нему, и это отразилось на его здоровье. Он ушел без боли, во сне, полный мыслей о новых спектаклях", - сказала Каталин.

Под занавес встречи спикеры добавили, что выпущена еще одна небольшая книга - "Код Любимова", она состоит из высказываний Юрия Петровича о профессии театрального режиссера, о жизни, друзьях и знакомых - словом, о том, как думал человек, который делал историю русского театра.