04.06.2018

Креветка Лавкрафта

Историк Константин Михайлов рассказал о религии и власти в мирах Толкина, Роулинг и Лукаса

Фантастика и фэнтези
Фантастика и фэнтези

Текст: Екатерина Зайцева

Фото: Михаил Синицын/РГ

Когда мы читаем фантастические истории, то, как правило, полностью погружаемся в выдуманный мир, не анализируя политические нюансы и не думая о религиозной и военной составляющей. Как выяснилось, напрасно — это очень интересно.

Религиовед и лектор Константин Михайлов попросил зрителей отстраниться от красот вымышленного мира и обратить внимание на эти моменты.

Например, войны, оказавшие огромное влияние на фэнтези, по-разному отражаются в произведениях. У Джорджа Мартина воюет почти вся созданная им вселенная, для него война - основа конфликта. Говард Лавкрафт и Джон Толкин тоже хорошо понимают войну, так как последний воевал в Первую мировую, а Лавкрафт хотел записаться в добровольцы. Толкин в своем легендариуме постоянно убивает людей: для него, человека, видевшего ужасы и кровь, это естественно. У Лавкрафта убийство стоит на втором плане - его герои достают пистолет разве чтобы попугать друг друга.

Tемa религии в фэнтезийных мирах тоже довольно неоднозначна. Толкин ее ни разу не поднимает, за исключением воскресения Гэндальфа. Между тем, лучший друг Толкина Клайв Льюис говорит в "Хрониках Нарнии" о религии без остановки. Но многие исследователи считают:


раз создатель хоббитов избегает религиозной темы, она является главной в его произведениях.


"Это чтение Толкина против шерсти, - пояснил Константин Михайлов. - Нужно его крайне внимательно изучать, чтобы сделать такой вывод".

А вот в "Звёздных войнах" есть религиозный мотив: контрабандист Хан Соло говорит, что "сила" джедаев - это мистическое учение.

Историк упомянул любопытный факт, говоря о писательских фобиях: оказывается, Лавкрафт боялся... морепродуктов и изобразил свой страх в "Зове Ктулху" в виде огромной креветки.

Мир Лавкрафта абсолютно безнадежен: в нем нет Христа, молитва не помогает.


Если мир Толкина - мир надежды, то лавкрафтовская вселенная бесперспективна.


Фродо из "Властелина колец" под конец книги одолевает искушение оставить кольцо себе, а герои Лавкрафта пытаются побороть тень, но не осознают, что она уже находится внутри них.

Толкин верит, что власть может основываться на справедливости - и показывает это на примере своего героя Арагорна. Джоан Роулинг представляет главу Министерства магии как симпатичного недотёпу без серьезных устремлений сделать мир лучше. А метафора, которую писательница рисует в виде знака Даров Смерти, выражает символ абсолютного насилия власти.

А во вселенной Джорджа Лукаса власть показана в образе коррумпированных сенаторов, пытающихся истребить демократию. Джедаи довольно слабы в борьбе с ними: часть их погибает или сбегает.

Заканчивая лекцию, Константин Михайлов посоветовал родителям следующее: "Если вы хотите понять, как думают ваши маленькие дети, выясните, как они относятся к подобным фактам, спросите у них, нормально ли убивать орков, например. Если вы будете понимать их отношение, то сможете заглянуть и в будущее ваших детей, а ведь, в конечном счете, именно от наших детей будет зависеть будущее мира".