Текст: Татьяна Ткачева/РГ, Воронеж
Фото: Андрей Парфёнов/РГ
"Наше все" явилось воронежцам в виде неваляшки, путешественника, дымковской игрушки, "лучшего друга голубей" и… цветочного ларька.
Фанерные макеты памятников сделали молодые москвичи из арт-группы КТОМЫ под руководством Анастасии Нефедовой - главного художника Электротеатра "Станиславский" и куратора школы дизайна Высшей школы экономики.
— Мы хотим, чтобы народная тропа к Пушкину не зарастала и была всегда усыпана цветами, поэтому первый проект - это именно ларек, продавцом в котором может стать любой, - пояснили авторы. - Вторая идея связана с тем, что Пушкин, оказывается, очень любил путешествовать. За границей он, правда, был лишь однажды, но в мечтах облазил все горы на свете и проплыл все моря. Это мы и отразили. Неваляшка - единственная игрушка, которая может дать сдачи. Такого Пушкина не скинешь с корабля современности!
Дымковский Пушкин напоминает о том, что поэт знаком россиянам с раннего детства. Наконец, пятый монумент, с птицами на голове и плечах, отражает очевидный факт: лучшие друзья памятников - это голуби, и лучше пусть они сразу займут свои места, чтобы туда не уселся кто-нибудь посторонний.
Макеты были выставлены для обозрения в самом центре Воронежа, у оперного театра. Рядом - "действующий" памятник Пушкину, который, увы, по душе далеко не всем горожанам: фигура поэта обрезана до середины бедра.
В этом году творчеству Александра Сергеевича целиком посвятили традиционный парад театров, которым Воронеж уже привык отмечать праздник 12 июня. В 2017-м на необычную демонстрацию вышло около 15 тысяч человек. Количество зрителей в 2018-м пока подсчитывают.
Как рассказала Анастасия Нефедова, для перформанса сделали более 120 объектов и костюмов, отражающих ключевые сюжеты из произведений Пушкина и его биографии. Львиную долю эскизов создали ребята из КТОМЫ, а воронежцы дополнили реквизит огромной головой Витязя из "Руслана и Людмилы". В ход пошли пластиковые бутылки, резиновые шланги, коробки от яиц и сигарет.
Формально парад представлял собой дуэль между поэтом и его личностью. "Поэт" выглядел почти как на портрете Кипренского, а "личность" играл темнокожий паренек в сопровождении стайки "арапчат" постарше.
Режиссеры обыграли самые разные штампы о поэте. Так, воронежцы увидели "планету Пушкина" и "Пушкина в авангарде" (с супрематическим головным убором). Апофеозом шоу стало появление старика Пушкина - выздоровевшего после дуэли с Дантесом. За долгую жизнь он, похоже, написал столько всего, что бедной Наталье Николаевне понадобился шредер, чтобы разобраться с этим архивом.
Источник: «Российская газета»