Публикация: Дмитрий Шеваров
Фото: 1918 год. Митинг на Красной площади. На трибуне Луначарский/РИА
29 августа
Ольга Шереметева, 33 года
...Потом пришел епископ Анастасий, бывший Бессарабский. Он говорил об устраиваемых большевиками религиозных митингах на тему о Церкви и Советской власти. Выступали священник Аггеев, Соловьев, толстовец проф. Поссе и Луначарский. Было это в Политехническом музее. Была масса народу... Луначарский в блестящей по форме, но не очень содержательной речи отвечал, что они не преследуют церкви, доказательство: по всей Москве звонят колокола, и попы громят большевиков со всех кафедр... Что они следуют тому Христу, который выгнал торгашей из храма, а не тому, который говорит о левой щеке, если ударят правую. И что он уверен, что если бы Христос пришел теперь, то он был бы с большевиками, а не с духовенством.
Поссе протестовал против смертной казни, Луначарский ответил, что он был безусловно против нее, но когда вопрос идет о том, что жить им или не жить, то они предпочитают жить, раньше чем их начнут бить.
Говорили еще о том, что упорно говорят, что государь жив. Что будто бы в Марфо-Мариинской обители получено письмо от вел. кн. Елизаветы, что она просит не служить панихид.