09.11.2018

Всё плохо, но надо жить. Подростковые антиутопии

1984 год давно миновал, но молодые авторы всё так же увлеченно создают жестокие миры, где борьба с системой — единственный способ выжить

Текст: Ольга Pазумихина

Картинка: Иллюстрация к роману Евгения Замятина "Мы"

Обложки с сайтов издательств

К авторам, которые пишут антиутопии, относятся порой с подозрением: что нового можно сказать в этом жанре? Однако молодые писатели всё так же увлеченно создают жестокие миры, где борьба с системой — единственный способ выжить. И, надо сказать, получается интересно! Порой.

Диана Ибрагимова «Сетерра. Шепот пепла»

М.: РОСМЭН, 2018

Сетерра — планета, на которой разворачивается действие дебютного романа Дианы Ибрагимовой, — место не для мечтательных любителей фэнтези. На этой планете восходит черное солнце, которое мигом превратит в горстку пепла всех, кто не успел укрыться. Причем растения и животные остаются невредимыми: солнце «прогневалось» только на людей. Возможно, это произошло потому, что сетеррийцы забыли о милосердии и считают нормальным жить, потакая собственным прихотям. Но уже сотни лет среди них рождаются дети, отмеченные Целью, — дети с врожденным чувством справедливости. Таких называют «порчеными», изгоняют из общества — и боятся: а вдруг у них есть и другие способности, которые помешают остальным пировать на празднике жизни?

Роман написан для подростковой аудитории, и написан хорошо: недаром Диана Ибрагимова в 2017 году стала победителем конкурса «Новая детская книга». Писательница детально проработала мир Сетерры — и отправила странствовать по нему горстку причудливых персонажей, схожих лишь в одном: все они, волею судеб или по велению сердца, стали изгнанниками. «Порченого» калеку Астре, не способного поступить вопреки совести, бросили родители; наследный принц Нико устал жить в роскоши и мириться с лицемерием придворных; юная дикарка Цуна после смерти матери осталась одна на богом забытом острове, а талантливый актер Липкуд не в силах больше за гроши разыгрывать пошлые сценки в кабаках.

В первом романе серии Диана Ибрагимова в основном раскрывает характеры героев и ожидаемо не торопится сводить сюжетные линии в одну — это произойдет в следующих книгах. Но скучать все равно не приходится: здесь есть и драки, и погони, и поиски сокровищ, и чудесные спасения — словом, все неотъемлемые составляющие приключенческого романа.

Искушенному читателю может показаться, что автору не хватает чувства меры: он нагромождает яркие, но не слишком значительные события, которые всё никак не складываются в единую картину. Да и с кем из ключевых персонажей — слишком уж странных, слишком «не от мира сего»! — должен ассоциировать себя читатель? Зато любителям раскладывать всё по полочкам есть чем поживиться: размышлять, что же на самом деле произошло на Сетерре, и искать смыслы между строк можно часами.

Джоэл Росс. «Туманный дайвер. Тайная дверь»

Пер. с англ. Е. Перловой. М.: Абрикобукс, 2018

Новый роман Джоэла Росса, как и «Сетерра», является первой книгой приключенческой серии — и тоже рассчитан на подростковую аудиторию. И там и здесь юные герои сталкиваются с непростой задачей: для начала — выжить, потом — сделать так, чтобы больше не было войн, нищеты, предрассудков и прочей несправедливости (или хотя бы попытаться). Однако атмосфера книги Росса значительно отличается от мрачного мира, созданного Дианой Ибрагимовой. Главные герои романа «Туманный дайвер» — неунывающая команда друзей, которых грядущие испытания только раззадоривают. На Земле произошла техногенная катастрофа, большая часть человечества вымерла, а уцелевшие поселились на горных вершинах и тут же оказались под властью тирана, который жаждет поработить весь оставшийся мир... Всего-то? Мы что-нибудь придумаем!


Росс не претендует на роль моралиста: закручивать сюжет и любоваться обаятельными персонажами автору нравится куда больше, чем поучать читателя или размышлять о судьбах вселенной.


Да и напряженной драматургии от «Туманного дайвера» ждать не приходится. Ребята из команды беззаветно преданы друг другу, ссорятся только по мелочам и трогательно заботятся о приемной матери; главный злодей, как и положено всем злодеям, утопает в роскоши, не терпит непослушания и ставит жестокие эксперименты над подданными; поведение монарха предсказуемо приводит к тому, что в государстве появляются вполне стереотипные мятежники, — и так далее.

Кажется, что задумка книги обречена на провал. И вот парадокс: вопреки всему «Туманный дайвер» оказывается на редкость увлекательным!

В чем же дело? Возможно, читателей привлекает оригинальный постапокалиптический антураж: у Джоэла Росса планета оказалась покрыта Туманом, который, в свою очередь, вырабатывают взбунтовавшиеся машины (вот почему люди вынуждены жить высоко в горах). Спускаться на землю могут только избранные — такие как главный герой Чесс, который в этом Тумане родился. Также стоит отметить, что у автора отличное чувство юмора, жаль только, что соль многих шуток просыпалась при переводе…

Но самое главное: «Туманный дайвер» — очень светлая книга. Джоэл Росс пишет о планете, буквально распадающейся на части, — и умудряется найти столько радости, тепла и надежды, что после чтения книги понимаешь: если у Чесса и его друзей всё так хорошо, то у нас и подавно!

Ольга Фикс «Улыбка химеры»

М.: Время, 2018

В отличие от Дианы Ибрагимовой и Джоэла Росса, Ольга Фикс совмещает чистую антиутопию с альтернативной историей. Роман «Улыбка химеры» — это размышление о том, что было бы, если бы СССР не распался, а, наоборот, стал самым сильным государством на планете.

В вымышленной «стране победившего коммунизма» с поездками за границу всё в разы строже, чем было в настоящем Союзе: герои Ольги Фикс живут за «железным занавесом» и ничего не знают о соседней Чужой Стране, которая отделена от их родины Непреодолимыми Горами. Институт семьи уже не так важен — дети растут в Домах малютки, а потом переходят в школы-интернаты и видятся с родителями только на каникулах.


Культ личности побежден — люди даже не знают имя человека, который в их государстве принимает ответственные решения.


И всё бы ничего, вот только каждый школьник, решивший связать свою жизнь с медициной или военным делом, подписывает приказ о неразглашении и словно превращается в другого человека... Какие же тайны так ревностно охраняются от лишних глаз и ушей?

На первых ста страницах автор подробно описывает реалии нового Союза и знакомит читателя с пятью главными героями — одноклассниками Сережей и Сашей и их «боевыми подругами» Лерой, Аней и Машей. Все они оказываются образцовыми гражданами (и гражданками), учатся на пятерки и исправно ходят на общественные работы... Уже на этом этапе кажется, что задумка Ольги Фикс намного опережает исполнение. Но когда автор резко разворачивает повествование в сторону научной фантастики, в романе обнаруживается столько ляпов и несостыковок, что закрадывается подозрение: может, перед нами не антиутопия, а пародия на антиутопию? Увы, Ольга Фикс абсолютно серьезна. Поэтому, несмотря на серьезность и важность заявленной темы, читать «Улыбку химеры» можно посоветовать только преданным фанатам жанра, которые за красивую «картинку» готовы простить автору любые огрехи.