07.12.2018

«Московский счет» от первого лица

Член оргкомитета премии «Московский счет» Юрий Цветков отвечает на критику

Текст: Юрий Цветков, член оргкомитета премии «Московский счет»

Коллаж «Года литературы» на основании фото с сайта genagrigoriev.ru

В ходе ярмарки "Нон/Фикшн" среди прочих важных событий были подведены итоги сезона 2017 года поэтической премии «Московский счет». В ней «соревнуются» авторские поэтические книги, выпущенные в «отчетном» году, а победители определяются путем закрытого голосования более чем двухсот профессиональных литераторов, которым оргкомитет рассылает список номинированных книг и приглашение отдать свой голос за одну из них. Итоги премии, в который второй год подряд (!) побеждает Михаил Айзенберг, вызвали на сей раз бурные споры в профессиональной среде.

Не ставя под сомнения личную порядочность членов оргкомитета и отсутствие «накруток» с его стороны, под сомнение ставились сами принципы выдвижения сборников и голосования тайным «ареопагом», чьи имена и распределение голосов известны только оргкомитету.

Поэтические премии необходимы - как и все, что способно повысить престиж и узнаваемость современной поэзии; но, в силу крайней субъективности всего, с поэзией связанного, необходима прозрачность и предсказуемость процедур. Это понимают не только критики, но и сами устроители премии. Один из них, сотрудник Государственного литературного музея, многолетний организатор поэтических вечеров в Москве Юрий Цветков, попросил «Год Литературы» предоставить ему возможность высказаться публично. Что мы, учитывая неожиданно "разогревшийся" вопрос о разных формах бытования и самопрезентации современной поэзии, охотно и делаем.

В современной России недолог век негосударственных культурных институций, в частности, литературных премий. Прошумели в 1990—2000-е «Русский Букер», «Антибукер», премия Аполлона Григорьева, «Дебют», «Литературрентген», Русская премия, «Поэт», «Белла», Новая Пушкинская и т. д. Время поменялось, государство обозначило готовность вернуть литературу под свою опеку, патронируемые им премии заматерели, прибавили финансовой солидности, их усиленно подталкивают в фокус общественного внимания. Частные инициативы, в том числе известные и заслуженные, о которых я упоминал, при этом в лучшем случае не заметили, а то и поглотили.

Негосударственная премия «Московский счет», ведущая свой отсчет с 2003 года, одна из немногих, кто, несмотря на вынужденную паузу, продолжает свое дело и, более того, вызывает до сих пор жаркие споры. Видимо, что-то изначально правильное было в ней заложено.

Спасибо Фонду Михаила Прохорова, который поддерживает премию в последние годы.

Теперь к итогам голосования в нынешнем году. Списки были разосланы более 200 поэтам, получено 138 ответов. Бок о бок шли три автора: Михаил Айзенберг с книгой «Скажешь зима», Ирина Евса - «Лифт» и Мария Степанова - «Против лирики». Всего за книгу Михаила Айзенберга проголосовал 21 поэт, за книги Ирины Евсы и Марии Степановой по 19. Лучший результат среди дебютных книг - «Подводная лодка» Ирины Котовой, набравшая 12 голосов. За 78 книг не было подано ни одного голоса, за 19 книг - по одному.

Это второй случай за всю историю «Московского счета», когда один и тот же автор получает Большую премию дважды. Так было с Ириной Ермаковой за книги «Улей» (2007) и «Седьмая» (2014). Но впервые это произошло два года подряд. Михаил Айзенберг за книгу «Шесть», изданную в 2016 году, также набрал наибольшее количество голосов и уверенно лидировал в течение всего голосования. Причем «Шесть», по сути, избранное. Как шутил Михаил Натанович на прошлогодней церемонии награждения, награда по совокупности, надо долго писать, чтобы всем уже надоесть, и тогда дадут. «Скажешь зима» - новые стихи, «самая важная для меня книга на сегодняшний день» - говорил Михаил Айзенберг уже на церемонии этого года. Что ж, для поэта последние стихи всегда самые важные.

Закономерен высокий результат Марии Степановой, ее талант давно оценен товарищами по перу и отмечен наградами того же «Московского счета» (Специальная премия в 2006 году и Большая - в 2009, которую она разделила с Сергеем Гандлевским).

Хочется отдельно упомянуть Ирину Евсу - русскоязычного поэта из Харькова. Не столь частый случай, когда московский поэтический цех выделил книгу автора, живущего вне России.

Успех Ирины Котовой подтверждает мысль о пользе дебютов отнюдь не в детсадовском возрасте. Коллеги-поэты внимательно реагирует, когда автору есть что сказать, и тут в равном положении оказываются и двадцатилетние, и те, кому в разы больше.

В этом году премию много критиковали, иногда конструктивно, иногда не очень, но большинство с полным на это правом, ведь московское поэтическое сообщество и составляет жюри премии.

В начале следующего года мы планируем организовать большую встречу московских поэтов и издателей в формате круглого стола, где рассчитываем обсудить дальнейшие направления и механизм развития премии.