Текст: Наталья Лебедева
Фото: Сергей Климкин
Как только родители и учителя ни ухищряются, чтобы заставить детей и подростков читать нужные книги. Водят их на спектакли, показывают фильмы и рисуют презентации. Забывая о том, что помимо зрения, слуха и осязания у человека есть еще одно важное чувство — обоняние. Почему бы не попробовать воздействовать на юные умы с помощью запахов и ароматов? Ведь у каждой книги есть свой особый аромат, который завораживает не хуже, чем лихо закрученный сюжет.
Вот чем, например, пахнет библиотека? «Соловьев полюбил особый зимний уют Публичной библиотеки: фигуру Екатерины в полузамерзшем окне, довоенные лампы на столах и едва слышный шепот сидящих сзади. Ему нравился непередаваемый библиотечный запах. Он соединял в себе ароматы книг, дубовых стеллажей и вытертых ковровых дорожек. Так пахнет во всех библиотеках. ... К сказочному библиотечному настою здесь примешивался запах духов «Красная Москва». Это были духи Надежды Никифоровны», - описывает особый библиотечный дух писатель Евгений Водолазкин (сборник «Совсем другое время).
Ему вторит Рэй Брэдбери: «Знаете, книги пахнут мускатным орехом или еще какими-то пряностями из далеких заморских стран…» («451 градус по Фаренгейту»).
Все эти тонкие нюансы разных ароматов соединились в духах с говорящим названием Bibliotheque. Вдыхаешь и мысленно перемещаешься в небольшой читальный зал, заставленный полками с книгами. И рука сама тянется к Водолазкину и Брэдбери.
Есть духи «Пиковая дама», «Темные аллеи», «Гранатовый браслет». Бунин и Куприн будто специально писали так, чтобы вдохновлять парфюмеров.
«Гранатовый браслет» Александра Куприна собран из запахов зеленого граната, розы, ладана, акации, морского прибоя, гиацинта… Наверное, это и есть аромат настоящей любви, которая и трагедия, и величайшая тайна в мире.
Тархун, анис, зеленое яблоко, бергамот, мирт, корица, кокос, дубовый мох, шоколад… переносят нас в тенистые старые аллеи. «Здесь пахнет горькой корой, терпкой листвой и медовым цветом лип, засохшими цветами, спрятанными между страниц томика со стихами и тем густым теплом, что отдают нагретые за день кованые завитки старинной чугунной ограды», — дает четкое описание аромата Иван Бунин.
Свой особый запах имеют не только книги, но и персонажи. Помните «душистые усы» Павла Петровича Кирсанова (из тургеневского романа «Отцы и дети»), от которого «пахло какими-то необыкновенными, удивительно «благородными» духами» и который «очень возился с туалетом и все приказывал курить одеколоном...».
Вполне вероятно, что он использовал «О-Де-Колонъ, классический аромат для мужчин» от фирмы «Брокаръ».
И не исключено, что об этом же одеколоне писал Иван Шмелев в «Лете Господнем»: «Быстрые, крепкие шаги, пахнет знакомым флердоранжем, снежком, морозом. Отец щекочет холодными мокрыми усами, шепчет: «Спишь, капитан?» И чувствую я у щечки тонкий и сладкий запах чудесной груши, и винограда, и пробковых опилок».
Владимир Набоков говорил: «Как известно, память воскрешает всё, кроме запахов, и зато ничто так полно не воскрешает прошлого, как запах, когда-то связанный с ним...» («Машенька»). Так почему бы не сделать так, чтобы определенный аромат вызывал в памяти воспоминание о прочитанной когда-то книге.
«Белые ночи» и «Золото Версаля», «Шахерезада» и «Белые ночи», «Василиса Прекрасная» и «Царевна Лебедь», «Молодильные яблоки» и «Сердце тьмы» - это все ароматы, вдохновленные одноименными произведениями.
— Эти ароматы неожиданно раскрывают известные художественные произведения, —рассказывает куратор выставки книг и ароматов «Дыша духами и туманами», заведующая отделом обслуживания пользователей Российской государственной детской библиотеки Ольга Климкина. — Они заставляют посетителей перечитывать книги и знакомиться с еще непрочитанными произведениями. Через аромат можно привлечь внимание к автору. Всегда интересно сравнить свое представление о книге или герое литературного произведения с представлением парфюмеров.
КНИГИ О ДУХАХ И АРОМАТАХ
«Ароматы мира»
Книга рассказывает о мире ароматов и искусстве парфюмерии с древнейших времен до сегодняшних дней. О том, из чего состоит запах, и о наших способностях его воспринимать. В книге впервые наиболее полно представлена история парфюмерии в контексте культуры, раскрыты секреты создания духов и дана классификация ароматических веществ. Среди авторов книги известные искусствоведы, химики, историки культуры.
«Ароматы и запахи в культуре», Ольга Вайнштейн
Эта книга - первое в России исследование запахов как аспекта нашей повседневной жизни. Авторы статей - отечественные и западные парфюмеры, биологи, лингвисты, психологи, антропологи - стараются расшифровать символические смыслы ароматов, понять, почему запахи неразрывно связаны с человеческим телом, с работой интуиции, памяти и воображения. Среди «героев» книги - Патрик Зюскинд, Бодлер, Оскар Уайльд, Фрейд и знаменитый парфюмер Эдмон Рудницка. Ученые пытаются создать новые дисциплины - «историческую ароматику» и «грамматику ароматов», «обнюхать» и осмыслить обонятельные пейзажи различных исторических эпох.