04.02.2019

Соус под Чехова

Актеры московских театров играют спектакль на яхте

Актеры московских театров играют спектакль на яхте
Актеры московских театров играют спектакль на яхте

Текст: Андрей Васянин/РГ

Фото: Александр Корольков

За окнами проплывал Кремль, под носом яхты громыхал проламываемый им лед, а Валентин Сергеевич сватался к Наталье Степановне, хозяйке пароходства. Зрители в этот момент, сидя за столами в полуметре от актеров, поглощали «томленую лопатку с гарниром», как значилось в меню. На очереди был «палтус с тыквенным пюре».

По Москва-реке вот уже несколько месяцев от причала «Гостиница Украина» до Кремля и обратно два раза в месяц ходит яхта-метеор, на которой актеры московских театров играют — в рамках проекта «Ужин с классиком», организованного флотилией Radisson Royal Moscow — спектакль по рассказам Чехова, поставленный режиссером Яной Завьяловой.

— Идея пришла от… жалости к ровесникам, для которых литература всего лишь скучная обязаловка, - говорит Яна Завьялова. — Я со ВГИКа «болею» Чеховым и решила соединить в одно повествование свои любимые рассказы. Всего в спектакле сошлись фрагменты двадцати с лишним историй — «Пропащее дело», «Злоумышленник», «Предложение»…

Законы драматургии гласят: чем больше задействовано чувств, тем сильнее впечатление. И Яне захотелось проверить теорию на практике. Первым стало чувство сопричастности: сценарий писался под небольшую площадку, окруженную зрителями — и ею, в конце концов, стало пространство в круге света вокруг длинного стола в салоне прогулочного корабля. Тут и шло действие спектакля - званого ужина: за столами сидели и зрители, и герои спектакля, и те и другие были приглашены к хозяйке, одни рассказывали свои истории, другие — слушали и ели.

— Меня тятенька приучил все нормально делать. В том числе и настроение господам создавать, - полушепотом говорил подозванный официант, втихаря наливая нам по полстопке из маленькой фляжки. — Так что давайте — за здоровье Натальи Степановны, хозяйки моей.

И сразу по залу понесли салаты — с одной стороны, вовлекая в действие наше чувство голода, а с другой - воссоздавая атмосферу ресторана конца XIX века. Шеф-повар «Ужина с классиком», глава ресторанной службы флотилии Radisson Royal Moscow Сергей Маслов брал рецепты блюд из книги «Кухня XIX века», и кроме лопатки и палтуса нам подавали оладьи с муссом из печени трески и салат «Барин».

А вокруг стола, меж тем, кипели чувства. Простая фабула - в гости к Наталье Степановне приезжает жених, сваха приводит его к невесте, он должен сделать предложение — обросла микросюжетами, диалогами, жестокими спорами, объяснениями в любви и объятиями старых друзей из чеховских рассказов. Бахвалящийся «тонкий» прогибался перед тайным советником «толстым», честный труженик из «Пропащего дела» гордился перед собравшимися своей бедностью, Наталья Степановна брала в руки револьвер. Сюжеты рассказов дополняли один другого: «Трагик поневоле» входил в «Мстителя», мизансцена сватовства из «Предложения» прекрасно соединилась с эмоциями главного героя «Медведя».

Режиссер и группа молодых театральных и киноактеров решали непростые задачи. Яна собирала из рассказов пьесу, связное драматическое повествование, но кроме творческой задачи провести героев сквозь перипетии сюжета, ей попутно пришлось думать, например, о том, как сделать первое действие поразмереннее, чтобы дать зрителям возможность поужинать. После антракта — который должен был совпасть с точкой маршрута, открывающей виды на Кремль — шли уже динамичные сцены с револьверами и подавался десерт, не требующий внимательной работы ножом и вилкой, что могло бы позволить следить за действием.

— На корабле, который движется и шумит, чеховская тонкость должна стать яснее, тут надо быть «громче», ярче, — говорит Арсений Тополага, актер Московского театра киноактера, исполнитель ролей тапера из одноименного рассказа и влюбленного кавалера из «Пропащего дела». —


Ты же должен отвлечь зрителя от говяжьей лопатки.


Но, кажется, удается это не вполне. Делясь впечатлениями от вечера, зрители говорили главным образом о том, как им жалко актеров, которым приходится играть, когда публика «шуршит шоколадками». Гостям нередко приходилось выбирать между компанией, действием, за ходом которого тоже надо было следить, и вкусной едой.

Между тем, сотрудничество труппы Яны Завьяловой и Radisson Royal Moscow продолжается. Режиссер сейчас выбирает, кого из классиков приглашать на следующий «ужин», смотрит, как с форматом спектакля будут соединяться, скажем, Ильф и Петров, Зощенко или Булгаков.

А на камбузе проекта будут вспоминать, чем кормили публику в нэпманских ресторанах 20-х.