05.04.2019

«Когда мы начинаем фантазировать, у нас все сбывается»

ГодЛитературы.РФ поговорил с инициатором и руководителем образовательной акции «Тотальный диктант» Ольгой Ребковец

Интервью: Михаил Визель

Фото: Евгения Анфимова

Столица «Тотального диктанта» прошлого года — Владивосток; столица этого года — Таллин. Между двумя этими городами, находящимися на противоположных берегах двух омывающих Евразию океанов, пролег «Тотальный автопробег» - необычная акция, предваряющая «Тотальный диктант». За месяц три «Газели» прошли тысячи километров, а участники путешествия побывали в 26 городах, везде встречаясь с восторженными волонтерами, собирая и записывая местные словечки, устраивая шутливые тексты на грамотность и вполне серьезные лекции. В месте появления «Тотального диктанта», Академгородке Новосибирска, корреспондент «Года Литературы» (и по совместительству - «тотальный диктатор» «Российской газеты») взял экспресс-интервью у вдохновительницы всего проекта Ольги Ребковец.

«Тотальный диктант» существует 16 лет. Каким образом он развивается и в какую сторону?

Ольга Ребковец: «Тотальный диктант» появился как студенческая акция, неформальная общественная. Именно таким образом проект и развивается. Это большой волонтерский проект, который подхватывают и делают люди, желающие изменить мир к лучшему. Неравнодушные, активные, разносторонние. И мы выстроили схему сетевого маркетинга, если можно так назвать. В штабе в Новосибирске мы разрабатываем методические рекомендации. Эксперты разрабатывают рекомендации по проверке. Мы - подробные инструкции по проведению акции. И уже в каждом городе координатор, который является послом акции в своем городе, общественник, волонтер, привлекает ресурсы для проведения диктанта. Находит площадки, собирает аудиторию.

Наверное, эта энергия добра, энергия позитива, и движет проектом. И конечно же, каждый год у нас возникают новые амбициозные цели, новые сумасшедшие идеи, которые мы с успехом в жизнь претворяем. Этот автопробег - одна из таких идей.

Каким образом выбираются авторы для диктанта?

Ольга Ребковец: Автора выбирают штабы экспертного совета «Тотального диктанта». Мы договариваемся между собой, и, знаете, в последние годы это решение приходит достаточно единодушно. Не то, чтобы у нас есть огромный список, за который мы голосовали, и в режиме переговоров мы выбираем того человека, который бы согласился. Самое главное требование - чтобы автор согласился написать текст специально для акции. Чтобы он согласился на то, что это будет длительная работа с филологами, и филологи будут предлагать что-то изменить, внести какие-то правки. На это тоже не каждый готов. В-третьих, сейчас мы с автором проживаем практически год, потому что предложение мы делаем где-то в середине мая на следующий сезон, в июле мы получаем текст, до сентября идет работа по стыковке текста. Затем комментарии, затем конференция в Новосибирске. И сам диктант.


Соглашаясь на наше предложение, автор не знает, где он окажется в день диктанта, потому что столица становится известна только в феврале.


Поэтому это очень большая работа. Требования и критерии, по которым мы определяем кандидатов: для нас важно, чтобы это была хорошая, современная русская литература. Мы понимаем, что второй миссией «Тотального диктанта», помимо популяризации грамотности, стало продвижение современной русской литературы. Ужасно больно, что авторов очень много хороших, и приходится выбирать только одного. Но мы все равно стараемся вовлекать писателей, литераторов в другие мероприятия «Тотального диктанта». Главная задача - познакомить нашу широкую аудиторию с хорошей современной русской литературой.

Авторы не возмущаются? Не приходят в ужас оттого, что их легкий, воздушный стиль филологи специально утяжеляют?

Ольга Ребковец: На самом деле такого и нет. Во-первых, нет никакого насилия над личностью. Изначально нет никаких установок. То есть задача автора - написать четыре фрагмента текста, объединенных общей темой, примерно равных по объему. А затем работа начинается буквально ювелирная. Потому что по каждому предложению филологи пишут обоснование, почему они предлагают это или то заменить. И автор всегда волен согласиться или не согласиться, принять или не принять такую позицию, и последнее слово всегда остается за автором в любом случае.

Автопробег Владивосток — Таллин — уже достаточно безумная идея. Что же на будущий год: воздушный шар, ракета?

Ольга Ребковец: Ой, не знаю. Я боюсь давать команде волю. Когда мы начинаем фантазировать и мечтать, я говорю: подождите, остановитесь, у нас все сбывается. Последние мечты были про тотальную деревню.

Это как?!

Ольга Ребковец: Дом, где живет команда «Тотального диктанта». Свой магазин со своей продукцией и т. д. Поэтому не знаю, что нас ждет в будущем. Мы точно будем развиваться, точно у нас будут новые проекты, направленные именно на образовательную составляющую. А дальше - посмотрим.