05.04.2019
Рецензии на книги

Москва детективная

Как и в любом мегаполисе, в Москве каждый день происходит множество преступлений — взломов, краж и даже убийств. Прочитать о столичном преступном мире можно не только в криминальных сводках, но и в увлекательных повестях и романах

Москва Детективная, рецензии Ольги Лапиной
Москва Детективная, рецензии Ольги Лапиной

Текст: Ольга Лапенкова

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Фото обложек с сайтов издательств

Евгений Рудашевский. «Город солнца. Глаза смерти»

М.: КомпасГид, 2018

Второкурсник Максим Шустов, паренёк тихий, воспитанный и до неприличия эрудированный, старается не вспоминать о детстве — точнее, о том, как его отец ушёл из семьи. Молодой человек живёт с мамой и отчимом в Подмосковье, учится на журналиста и большую часть времени проводит дома, за чтением книг и конспектов. Но всё меняется, когда мама Максима, годами не вылезающая из кредитов, решает продать сувенир из «прошлой жизни» — картину «Особняк на Пречистенке». Оказывается, что есть люди, которые готовы присвоить себе полотно неизвестного художника любой ценой. Но что такого необычного в этой незамысловатой картине? Откуда она появилась — и куда приведёт? Максим, как и положено отважному журналисту, берётся за собственное расследование.

«Глаза смерти» — первая книга тетралогии «Город солнца». Пожалуй, произведение о юном Шустове могло быть вдвое короче — но только не у Рудашевского, который придумывает для читателя — как и для героев — виртуозные многоступенчатые загадки, смакует каждую деталь интерьера, да ещё и скрупулёзно разбирает характеры персонажей, их привычки, цели и «болевые точки». И, что удивительно, такая медитативная манера повествования вовсе не утомляет читателя: язык Рудашевского — наслаждение для книжных гурманов.

Помимо любителей головоломок и начитанных эстетов, «Город солнца» понравится любителям семейных саг — отношения между поколениями отцов и детей разобраны в романе с документальной точностью, без страха перед неприглядными и даже жестокими сторонами вопроса, — а также студентам и выпускникам гуманитарных вузов, которые отыщут в тексте знакомые реалии. Не стоит брать в руки новый роман Рудашевского только тем, кто ищет лёгкое, ненавязчивое чтиво, чтобы «разгрузить мозги»: пролистать по диагонали эту книгу не получится.

Джеймс Р. Ганнибал. «Правило 13. Четвёртый рубин»

Пер. с англ. Алексея Круглова. М.: ООО «Издательство Робинс», 2019

В отличие от романа Рудашевского, где герои вынуждены выпутываться из передряг только благодаря уму, находчивости и везению, в мире Джеймс Р. Ганнибал не обойтись без сверхспособностей. Ими щедро наделён центральный персонаж романа — искатель Джек, шустрый четырнадцатилетний мальчишка, который может «подключаться» к памяти вещей. Прикоснувшись к предмету из металла, Джек входит в особое состояние и словно наяву видит, где успела побывать вещица и что стало с её обладателем.

В прошлом романе серии мальчишка поборол злодея по прозвищу Часовщик, желавшего спалить дотла Лондон, и спас отца, которого считал погибшим. В новой книге Джек проходит обучение у некоего профессора Таннера, который одержим идеей найти таинственный рубин, некогда принадлежавший Тамерлану. Уроки проходят в Цитадели — сверхсекретной правительственной организации в центре Лондона, которая контролирует искателей всего мира. Джек готовится провести в её стенах долгие годы и даже не представляет, что скоро он окажется в холодной Москве, где ему предстоит — ни много ни мало — спасти мир.

«Правило 13» Джеймс Р. Ганнибал — серия романов, напичканных множеством исторических и культурных отсылок: искушённому читателю они покажутся поверхностными, но не стоит забывать, что серия книг рассчитана на подростков. Не меньше, чем планы заговорщиков, интересна и сама Цитадель, гротескный мир, где сочетается несочетаемое: волшебство и бюрократия. Однако в первую очередь «Четвёртый рубин» — это роман о приключениях: погони, потайные ходы, клады, смертельные опасности встречаются едва ли не на каждой странице, что, увы, почти не даёт автору возможности раскрыть характеры персонажей.

Екатерина Вильмонт. «Секрет драгоценного мусора»

М.: АСТ, 2019

Если первая книга серии «Правило 13» вышла два года назад, то Екатерина Вильмонт пишет детективы о своих героях — школьнице Даше и её друзьях — аж с 2003 года! За это время получилась целая серия из восемнадцати книг «Даша и Ко», по которой можно поставить сериал типа «Мухтара»: такой же милый, наивный и совершенно неправдоподобный.

В каждой книге друзья Даши сталкиваются с новым запутанным делом и мастерски выслеживают преступников, доказывая всем окружающим и самим себе, что для того, чтобы быть детективами, совсем не обязательно работать в полиции: главное — целеустремлённость, находчивость и, конечно, верные друзья. «Секрет драгоценного мусора» начинается с того, что из машины Дашкиного отчима, когда тот на минутку останавливается на Садовом кольце, вытаскивают дипломат с деньгами и документами. Сводный брат Стас предлагает Даше вычислить преступников, предполагая, что они позвонят им домой и потребуют выкупить паспорт. Но простенькое на первый взгляд дельце приводит юных детективов не к уличным воришкам, а к настоящим преступникам.

Герои книг Екатерины Вильмонт похожи друг на друга как две капли воды, и 90% текста занимают их диалоги: ребята устраивают мозговые штурмы, продумывают — и осуществляют — рискованные вылазки, неумело врут родителям и стоят друг за друга горой, даже если одному из друзей понравилась потенциальная девушка другого. Впрочем, тему романтических отношений, как и другие щекотливые вопросы, Вильмонт обходит с такой же лёгкостью, как её герои выводят на чистую воду московских жуликов. В итоге получается ненавязчивая городская сказка о том, что добро всегда побеждает зло.