02.06.2019

Вадим Левенталь и его «неформатные» авторы

Писатель представил на «Красной площади» свою книжную серию

Книжная серия Вадима Левенталя на Красной площади
Книжная серия Вадима Левенталя на Красной площади

Текст и фото: Дарья Крутоголова

«Идея серии была в том, чтобы искать книги, которые действительно сбивают с толку и уводят с уже известных литературных путей, которые заставляют сознание и воображение заблудиться в лесах, болотах и степях, которые гладят против шерсти и бьют дубиной по голове» - так охарактеризовал свою изданную книжную серию литературный критик и писатель Вадим Левенталь, представляя ее на книжном фестивале «Красная площадь».

Авторы книг, вошедших в серию, очень разноплановые: от нежной Елены Долгопят до весьма острого на язык Константина Крылова.

Книга «Русское» Елены Долгопят — сборник коротких и длинных рассказов, подчиненных одной цели — выяснить, что же такое настоящий русский характер, качество трудноопределимое. Чтобы это понять, нужно заглянуть в жизнь людей, чаще всего обыкновенных, но с непростыми историями. Для Елены определяющим был не сюжет, а атмосфера, в которой живут эти люди, то, где они живут и как.

В отличие от «Русского», книга «Золотой ключ, или Похождения БуратинЫ» повествует не о столь милых вещах. Произведение Константина Крылова (псевдоним Михаил Харитонов) выпускается запечатанным в пленку и маркируется как 18+. «Впрочем, таким книгам надо ставить и 21+, и 36+, и даже можно 48+», — хихикнул автор. Это он же обусловил выбранным жанром — антифанфиком, то есть «переработанной и дополненной историей того, что все хорошо знают». Константин рассказал, что такое переосмысление знакомых сюжетов интересовало его с детства: «Всегда знал, что есть версия для детей, тонкая, а есть для взрослых: толстенные талмуды со всеми логическими обоснованиями и продолжениями». Так, его тогда же заинтересовали несостыковки в оригинальном «Буратино» за авторством Толстого — и по прошествии времени, прочитав внимательно оригинал от корки до корки, Крылов написал свою версию — постапокалиптичную, «которая еле-еле влезла в три упитанных тома».

В «Похождениях Буратины» нет людей — только генетические мутанты, вступающие в разнообразные отношения между собой. И характеры у них имеют мало общего с оригинальными героями: Буратино — «мелкая дрянь», а истинно любовную, хоть и в чем-то трагическую, связь можно найти между небезызвестными Котом Базилио и Лисой Алисой. Собственно, Крылов уверен, что скоро основным литературным жанром станет именно фанфик: «Мы живем в мире, переполненном информацией, нам не нужно изобретать новых героев — нам проще брать уже созданных и даже известных и помещать их в новые условия, переосмысливая в соответствии со своими задумками». По его прогнозам, даже фанатам «Игры престолов» не стоит расстраиваться по поводу завершения серии: «Ее переснимут еще тридцать три раза с разных точек видения».

Достаточно шокирующей книгой должно стать для многих произведение молодого автора Влада Ридоша «Пролетариат». Это, по словам автора, своеобразный синтез произведений двух предыдущих ораторов. Не странно — тоже с пометкой 18+. «Обращение к ценностям простого народа неизбежно будет носить на себе клеймо «только для взрослых», потому что если попытаться рассказать красиво и цензурно, то это будет действительная неправда», — пояснил Влад. Он также не стал выставлять в своем произведении вперед диктатуру пролетариата как подвиг, в качестве чего это всегда и подавали. «Этот текст более документальный, чем художественный. И в предисловии я искренне советую его не читать, это не кокетство — много людей высказывало, что озадачены и смущены. И по-моему, это хорошо», — заключил Влад Ридош.

Против фанфиков, как и вообще перемен в этом мире, активно выступает писатель Дмитрий Петровский — как и герой его книги «Дорогая, я дома», старый немецкий авиапромышленник. Как сохранить «старый мир»? Наверное, построить у себя в вилле подвал, затащить туда молодую девушку и сделать там свой старый, замороженный, законсервированный мир. «Я предлагаю выбор, предлагаю сравнить, где жить лучше — наверху или внутри, снаружи или в глубине, в старом мире или же в мире новом. Книга задает вопрос и отвечает на него же: что Европа сейчас есть и что с ней будет?», — пояснил Дмитрий. Несмотря на такой контекст и мысль, в произведении есть место и любви — герой, что удерживает любимую в подвале, хочет на самом деле удержать красоту и то, что искренне любит, прекрасно осознавая, что удержать ее в этом замкнутом пространстве невозможно. И да — все это через в некоторой степени извращенный подход. «Гладить против шерсти и бить дубинкой по голове» - то, что удается каждому из представленных авторов в серии Вадима Левенталя.