10.08.2019
Рецензии на книги

Антон Чиж. «Бой бабочек»: логика против безумия

Сыщик Родион Ванзаров вернулся после почти двухлетнего отсутствия. Как сказалась на нем разлука с автором и читателями?

Сыщик Родион Ванзаров вернулся после почти двухлетнего отсутствия. Как сказалась на нем разлука с автором и читателями?
Сыщик Родион Ванзаров вернулся после почти двухлетнего отсутствия. Как сказалась на нем разлука с автором и читателями?

Текст: Петр Моисеев

Обложка взята с сайта издательства

Коллаж: ГодЛитературы.РФ (использовано изображение с pixabay.com)

«Бой бабочек». Антон Чиж — М.: ЭКСМО, 2019

Новый роман «Бой бабочек» написан в лучшей манере Антона Чижа — когда ты читаешь книгу и просто не можешь остановиться. Это безусловный прогресс после двух последних романов о Ванзарове, написанных с явной усталостью. Более того — если в предыдущем романе Чижа «Королева брильянтов» примерно третья четверть книги пробуксовывала — все уже сказано, можно переходить к развязке, но автор этого почему-то не делает, — то «Бой бабочек» читается с неослабевающим интересом и, видимо, писался тоже с удовольствием. Правда, из-за того, что автор летит вперед на всех парах, он иногда забывает проверить мелкие детали. Поэтому капусту у него выращивает не Гораций, а Овидий, персонажи в 1898 году знают об Арсене Люпене (персонаж романов Мориса Леблана. - Прим. ред.), впервые появившемся в 1905-м, а одна из героинь бьет загадочный майнский фарфор, под которым, судя по всему, подразумевался мейсенский. Ну это, впрочем, мелочи.

 

Мистики, подпортившей некоторые из последних «ванзаровских» романов, нет и в помине. Почти нет макабрических подробностей, не пошедших на пользу «Лабиринту Химеры». Нет и депрессивного финала, который у Чижа практически всегда смотрится несколько странно в сочетании с общей сангвинической манерой. Есть интертекстуальные шуточки, когда персонажи то невольно цитируют ненаписанную еще классику XX века (работник сцены выдает почти пастернаковскую строчку), то выдумывают совершенно невероятное происшествие — а мы уже знаем, что будет, будет в практике Ванзарова такое дело. В общем, плюсов — множество.


Сюжет, с одной стороны, намекает на «Призрака Оперы», но, с другой стороны, выгодно отличается от него — по крайней мере, до поры до времени: нашумевший роман Леру, как ни крути, от начала и до конца — бульварного пошиба, Чиж от бульварщины удерживается, сколько может.


Загадка тут двоякая: с одной стороны, в летнем театре «Аквариум» время от времени неизвестно откуда раздается небывалой красоты пение; певиц и певичек в театре много, но такого уровня — ни одной; у слышавших пение возникает чувство, что поет призрак (кстати, роман — по аналогии с двумя предыдущими в этой серии — мог бы называться «Лабиринт Сирены»). С другой стороны, в театре начинают убивать девушек, приходящих на прослушивание, — и мотивы не просматриваются. Увы — когда мы узнаем о том, какие это были мотивы, мы попадаем в затхлую атмосферу «Молчания ягнят» и других книжек того же рода: убийца — патологическая личность (разумеется, переживший в детстве сильную травму), то есть по определению человек «не как все». В результате мы не испытываем озарения — ну конечно же, это все объясняет — а только, в лучшем случае, удивление: ну надо же, что автор-то придумал.

Надо сказать, что в тех романах, где преступники руководствовались рациональными мотивами, Чижу здорово удавалось эти мотивы маскировать: вроде бы и убийцу можно угадать, но чего он хочет? зачем это делает? И, даже угадав убийцу, отнюдь не испытываешь разочарования; зато, добравшись до разгадки, ощущаешь немалое удовлетворение — вот зачем это было нужно, как все красиво и стройно, а я-то и не догадался. К «Бою бабочек» это, к сожалению, не относится — мнимое безумие оказывается подлинным. А ведь можно было выстроить и вполне убедительное психологически объяснение: у убийцы есть талант, но нет возможности его реализовать, у жертв — наоборот; талантливый человек не желает наблюдать, как посредственности лезут наверх, — и убивает их. Но автор почему-то не стал искать простых путей. Зато ловко и интересно выстроено объяснение Ванзаровым того, как он вычислил убийцу, — тут и логика, и пропущенные вами при чтении значимые детали — в общем, все как в настоящем детективе.

Почему в двух последних романах о Ванзарове преступник оказывается безумцем? Раньше Чижу такого рода персонажи были совершено несвойственны. Но утешает то, что и в совсем недавно вышедшей «Королеве брильянтов» сумасшедших нет; значит, психопатология — это все же не постоянное увлечение талантливого писателя. Будем надеяться, в дальнейшем всем сыщикам Чижа будут попадаться исключительно положительные и серьезные преступники — рационально мыслящие, без детских травм и на учете у психиатра не состоящие.