12.08.2019
Учебный год

Жизнь без школы: мечта или реальность

Вся правда о домашнем обучении от автора книги «Жизнь без школы»

Интервью с автором книги жизнь без школы Лейлой Сазонтовой
Интервью с автором книги жизнь без школы Лейлой Сазонтовой

Текст: Наталья Лебедева

Обложка и фрагмент книги печатаются с разрешения издательства

1 сентября школьники всей страны встанут пораньше, соберут портфели и отправятся за новыми знаниями в школу. А в это время хоумскулеры, те, кто выбрал домашнее или семейное образование, досмотрят сладкий сон, не спеша позавтракают и займутся тем, что интересно. Мечта, а не образование. Но так ли все просто на самом деле? Всю правду о том, как живут семьи, которые перевели детей на домашнее обучение, рассказывает в своей книге «Жизнь без школы» Лейла Сазонтова. Лейла и ее сын осознанно выбрали семейное образование и теперь готовы поделиться своим опытом с другими.

Лейла, семейное обучение действительно становится все более популярным в нашей стране. Как вы думаете, это осознанный выбор или бегство от чего-то, например, несовершенства системы образования, невнимательности учителей, жестокости сверстников?

Лейла Сазонтова: Мне сложно говорить от лица других людей, скажу только за себя. Бегут от того, что страшно. Меня же нынешняя система образования не пугает. Я не вижу смысла учиться ради оценки, тренировать только оперативную память (делая это не на том, что ребенку интересно), «натаскивать» детей на сдачу очень своеобразных выпускных экзаменов. Я не сторонник инклюзивного образования, когда вместе со здоровыми детьми учатся психически больные, а учителя не знают, как себя с этим вести.


Мне претит эта жесткая и беспощадная школьная социализация.


Поэтому я от нее не бегу. Но вижу много несостыковок, бессмыслицы, нелепостей в российской школе. Вступать в конфликт со всем этим не вижу никакого смысла, дабы не тратить свои силы и свое время. И я сознательно ухожу от этой системы.

Давайте составим check-list вопросов, на которые честно должны себе ответить родители и ребенок, чтобы понять, подходит им хоумскулинг или нет?

Лейла Сазонтова: Если честно, чек-лист в этом деле не особо нужен: вполне достаточно силы намерения внутри семьи. И ребенок может не заниматься спортом, не быть гиперактивным или вундеркиндом. Есть желание жить в своем темпе, со своими ценностями и не ограничивать себя школой - значит, семейное образование ждет вас и появятся все возможности для того, чтобы воплотить его в жизнь. Другое дело, что за годы в хоумскулинге я условно выделила группы людей, которые переводят своих детей на такую форму обучения. Дети путешественников и тех, кто часто меняет место жительства, спортсмены, глубоко увлеченные дети, те, кто опережает ровесников в развитии или, наоборот, чуть задерживается. Если родитель понимает, что их ребенок попадает под одну из этих категорий, вероятно, есть смысл задуматься о семейном образовании. Но, и я не устану это повторять, хоумскулинг - это индивидуальный путь, который никогда не будет массовым, но всегда при этом должен быть максимально осознанным.

В чем для вас главные плюсы домашнего образования, кроме того, что можно не вставать в 7 утра и строить собственный распорядок дня?

Лейла Сазонтова: Все, что вы перечислили после слова «кроме», для меня и есть главные плюсы семейного образования. Важно отметить, что мы говорим именно «семейное», поскольку «домашнее» - это совершенно иная форма, предполагающая, что ребенок числится в контингенте школы, а к нему домой приходят учителя, и для такой формы необходима медицинская рекомендация. Вставать тогда, когда выспался, заниматься тем, что интересно, жить в своем темпе - это и есть свобода. Для меня она - главный плюс хоумскулинга.

В своей книге


вы подробно разбираете главные страхи родителей перед семейным образованием:


проблемы с социализацией, сложности с аттестацией и сдачей ЕГЭ, сомнения родителей в их педагогической компетентности… Но обходите стороной финансовую составляющую вопроса - сможет ли родитель совмещать постоянную работу и занятия с ребенком? Покроет ли семейный бюджет траты на репетиторов и преподавателей?

Лейла Сазонтова: В вопросе уже содержится глубокий стереотип. Нет, чтобы перейти на семейное образование, родитель фактически не должен полностью посвящать себя обучению ребенка. Я не бросала свои дела - занимаюсь образованием сына, работаю на полную ставку в крупнейшем российском издательском холдинге и преподаю йогу.


Хоумскулинг - совсем не про то, чтобы родителю стать учителем.


Скорее про то, чтобы научить ребенка учиться, обращаться с информацией, которая позволит ему получать знания самостоятельно. Что касается репетиторов, то они есть далеко не у всех хоумскулеров, и дело тут вовсе не в финансовой составляющей: просто кому-то они нужны, а кто-то отлично справляется и без них. У моего сына до седьмого класса были платными только занятия по английскому языку при университете. Сейчас у него появился репетитор по алгебре. Поэтому говорить о том, что для семейного образования нужны какие-то особые финансы, не слишком корректно. Более того, смею утверждать, что хоумскулинг экономит семейный бюджет: не нужно покупать школьную форму, тетради на печатной основе, сдавать деньги в фонд класса, на обеды, на подарок учителю, на ремонт школы, на охрану…

Да, у нас есть траты на образование, но они совершенно другого толка; они прицельные и выбранные нами, а не навязанные школой.

И еще важный момент. Я убеждена, что по своей природе все люди самостоятельные и целеустремленные, это не исключение, это правило. И вот если этих качеств нет у ребенка, это серьезный «звоночек» родителю: значит, нужно над этим работать.

В своей книге вы пишете: «Я как никогда почувствовала, что вся ответственность за обучение ребенка лежит на мне и только на мне». Как родителям не сломаться и вынести этот груз ответственности? Что помогает вам?

Лейла Сазонтова: Вопрос в том, как относиться к ответственности. Можно считать ее грузом и взваливать на свои плечи. А можно нести эту ответственность с радостью. Я выбираю второй вариант. Моя ответственность значит, что никто не заглядывает через плечо моему сыну, когда он занят своими делами, никто не торопит его или не просит подождать весь класс, никто не говорит, что сейчас нужно срочно научиться делать кормушку, изучать основы православной культуры или рисовать закат. Такая ответственность дает возможность все это сделать в подходящее время, в спокойной обстановке и выбрать ту подачу, которая подходит не «среднестатистическому», а конкретно моему ребенку.


Курс математики за третий класс мы, например, изучали, любуясь морем,


«Алые паруса» и «Маленького принца» читали в Приэльбрусье, а аттестации за 5-й класс сдавали во время отпуска в Азербайджане.

В нашей школе постоянно что-то меняют… Хоумскулеры следят за этими изменениями? А то вдруг ребенок придет сдавать какой-то экзамен и увидит совсем незнакомые задания.

Лейла Сазонтова: Никак не отслеживаем. Заранее договариваемся с учителями, какие темы  и по каким учебникам нужно пройти к аттестации, в каком формате будет экзамен… И аттестация - это такая обязательная мера, которая никак на самом деле не отображает наш процесс обучения или наши знания. Так же, как и ВПР или ОГЭ, - дети сдают их, потому что надо, а не потому, что без этого родители не понимают, что знают, а чего не знают их чада. У нас примерно так же, то есть это наша маленькая «жертва», плата за свободу.

А вот школа, к сожалению, меняется как раз-таки очень медленно. Настолько медленно, что сегодня мы видим ее совершенно не успевающей за реалиями нашей жизни. Школа архаична и готовит детей к миру, которого уже нет.

Что должно всерьез измениться в нашей школе, чтобы вы с ребенком захотели туда вернуться?

Лейла Сазонтова: Я не ставлю вопрос таким образом. В массовой школе может ничего не измениться (а скорее всего так и будет), но если сын скажет, что дальнейшее обучение он хочет продолжить там, то так и будет. Это его свобода и его выбор. А пока он отвечает на вопрос «Хочешь вернуться в школу?» отрицательно, наш хоумскулинг продолжается.

Фрагмент книги Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы». Издательство Альпина-дети, 2019