Текст: Татьяна Ткачева/РГ, Воронеж
Фото: обложка и иллюстрации из книги
Как немцы строили секретную железную дорогу на пути из Берлина в Ростов, готовили диверсантов и притесняли солдат из союзных стран, любители истории узнают из сборника, выпущенного в столице Черноземья профессором Сергеем Филоненко.
Доктор наук и ректор педагогического университета, он десять лет разбирал бумаги времен Второй мировой, где так или иначе отражена жизнь его родного региона. Итогом стал пятитомник «Война на Воронежской земле 1942—1943 годов в документах Красной армии, вермахта и войск сателлитов». Заключительная книга вышла из печати в конце 2019 года и на днях была представлена общественности.
В сборник вошли материалы из военных архивов Рима, Будапешта, Москвы и Подольска, а также Бундесархива (ФРГ), Центрального архива ФСБ России, фондов УФСБ России по Воронежской области и областного Госархива. В рамках проекта в научный оборот введено свыше 700 документов. Половина из них - советские, остальные переведены с венгерского, итальянского, немецкого и румынского языков.
Один из томов посвящен письмам солдат оккупационных войск. Летом 1942-го фашисты направлялись через Воронеж на Сталинград и Кавказ. Немцы столкнулись с мощным сопротивлением. Одна из лучших полевых армий Гитлера увязла в городе и не дошла до Волги.
- Воронеж принял на себя удар элитных моторизованных частей вермахта, в том числе дивизии «Великая Германия», и задержал их на значимый срок - с 5 по 15 июля, - напомнил Филоненко. - Правый берег лежал в руинах. По воспоминаниям - пожары были такими, что в домах плавился кирпич. Из писем солдат оккупационных войск мы видим, что они под шквальным огнем сидели тут в бункерах и мечтали о посещении дома терпимости.
В приложениях к книгам впервые опубликованы трофейные снимки элитной дивизии «Великая Германия». Историки из генштаба итальянской армии предоставили фотоальбом о концлагере для советских военнопленных.
— Я стремился закончить этот труд к 77-летию освобождения Воронежа (25 января 2020 года. - Авт.), - подчеркнул Сергей Филоненко. - Все тома имеют одинаковую структуру: первая глава - авторское исследование того или иного аспекта истории Великой Отечественной войны, затем - подборки документов Красной армии, вермахта, венгерских и итальянских войск, сражавшихся в районе Воронежа, на Дону.
Последняя книга посвящена 75-летию Победы. В ней приводятся, в частности, материалы научной конференции о штурме Берлина, которая состоялась в штабе Группы советских войск в Германии по горячим следам - в апреле 1946 года. На ней присутствовало 349 генералов и старших офицеров, принимавших участие в боях за немецкую столицу.
Воронежцы имели непосредственное отношение к этим событиям, отметил составитель сборника:
— Восемь тысяч наших земляков в составе 45-й стрелковой дивизии защищало родной город, а затем эти солдаты - влившись в другое армейское подразделение - штурмовали Познань и рейхсканцелярию Гитлера. В пятом томе как раз помещены фото воронежцев, дошедших до Берлина.
Самые интересные советские документы здесь касаются «людей И» - диверсантов из числа пленных красноармейцев, которых немцы готовили в городке Ибенбюрен.
Таких лагерей, по словам Филоненко, было несколько, в каждом «потоке» обучалось от 300 человек. Акцент делали на этнических украинцах. Курс длился несколько месяцев, после чего диверсантов помещали в концлагеря на оккупированной территории. В их задачу входила прогерманская агитация и вербовка других военнопленных в ряды бандеровцев.
— От «людей И» не требовалось открытых акций вроде подрыва мостов. Они устраивались на хлебные должности и доказывали товарищам, что Украине надо отделиться от Советского Союза. Фашисты пытались расшатать связи между братскими народами, - пояснил Филоненко. - Например, в Воронежской области, где было много этнических украинцев, мирным гражданам разрешали забирать из концлагерей военнопленных украинской национальности - достаточно было сказать, что это твой родственник…
Историк нашел в областном архиве опросные листы местных жителей, побывавших на оккупированной территории. Люди оказались там по стечению обстоятельств и в мае 1945-го дали пояснения сотрудникам НКВД. Сейчас эти документы рассекречены по сроку давности.
— Немцы выселили правобережную часть Воронежа, оставив там только людей со спецпропусками - для обслуживания комендатуры, казино, ресторана и дома терпимости, - сообщил Сергей Филоненко. - Начался грабеж, в котором участвовала и украинская полиция в немецкой форме - эти факты зафиксированы в материалах из архива УФСБ. На каждую улицу выделялось по три человека…
Удалось рассекретить массив документов о печально известном расстреле мирных граждан в Песчаном логу. Погибли дети и инвалиды, раненые солдаты, даже врачи из госпиталей. Это событие довольно хорошо изучено воронежскими краеведами. Новые материалы связаны с расследованием преступления - чекисты искали причастных к нему лиц в Германии. Допросили, к примеру, шофера из гестапо, который свозил обреченных людей в Песчаный лог.
- В годы войны от рук фашистов пострадали десятки тысяч жителей Воронежской области. Мы опубликовали 265 актов о зверствах. В 60 процентах из них виновными названы немцы, в трети случаев - венгры. На итальянцев приходится всего пять процентов сообщений. Ну, тут надо иметь в виду, что их соединения просто не успели подойти к Дону к моменту наступления - машин у них было мало, несколько сот километров преодолевали пешком… - объяснил Филоненко.
Где корни жестокости оккупантов? Немцы разделяли гитлеровскую концепцию «недочеловеков» - унтерменшей. В центре Россоши они сделали себе туалет без стен - местных ведь не стоило стесняться. Злодеяния оккупантов из других стран объясняются плохим снабжением и тем, что «братья» по оружию их ни во что не ставили.
- Как следует из публикуемых нами документов, немцы считали военных из союзных стран людьми второго сорта. А с началом советского наступления - и вовсе свалили вину на румын и венгров. Отбирали у них машины и бензин, занимали все пригодные для ночевки дома, вынуждая в 30-градусный мороз спать у костра, - заметил Филоненко. - При отступлении немцы сбрасывали на землю раненых итальянцев, которые оказывались в обозе, а здоровых - сгоняли с дорог пулеметным огнем. Пробираться по полям, где лежал полутораметровый слой снега, было невозможно. У итальянцев начались самострелы и сумасшествия, бойцы бросали оружие.
Часть материалов проливает свет на то, как строили железнодорожную ветку Острогожск - Евдаково. Ее остатки до сих пор видно на спутниковых картах. Воронежцам дорога известна как «Берлинка», уточнил историк:
- Гитлер поставил целью покорить Кавказ, хотел сесть в поезд в Берлине и приехать в Ростов-на-Дону. Но летом 1942-го это было нереально: русские контролировали узловую станцию Лиски. Тогда немцы и решили построить в обход ветку Острогожск - Евдаково. Мне удалось найти венгерские документы, где означено, что для работ задействовали 12 тысяч человек: все ресурсы строительной организации Тодта, советских военнопленных, местное население, евреев из рабочих батальонов 2-й венгерской армии… Но тут наши перешли в наступление, в Ростов Гитлер так и не съездил.
В приложении к пятому тому опубликована коллекция открыток с батальными зарисовками и Мадоннами на лицевой стороне. Их отправляли итальянцы с Донского фронта. Одни карточки попали к адресатам, пройдя военную цензуру (кое-где вымарана половина текста), другие попали в руки к советским танкистам.
Издание поступит в ключевые федеральные библиотеки и воронежскую Никитинку, приобрести же его можно через интернет.