25.02.2020

Чай «Три сестры» выпили на перезапуске спектакля во МХАТе

Пермский корреспондент «Года Литературы» продегустировал напиток, появившийся по случаю премьеры

Текст и фото: Игорь Карнаухов, Пермь

Фото обложки предоставлено организаторами

В буфете МХАТ им. М. Горького в рамках премьеры обновленных чеховских «Трех сестер» публику ждал сюрприз: памятный набор чая пермской фасовки. А самые большие друзья театра получили его в подарок.

Проштудировав классический текст, инициаторы реконструкции версии В. И. Немировича-Данченко 1940 года обратили внимание: все герои то и дело пьют чай.

«Подают самовар; Анфиса около… (подходя к Маше): Маша, чай кушать, матушка. Пожалуйте, ваше высокоблагородие... простите, батюшка, забыла имя, отчество... - описывается сцена во втором действии.

«Расселись тут с картами. Пейте чай!» - сердится Маша.

«Что ж? Если чаю не дают, давайте хоть пофилософствуем», - восклицает Вершинин выше

и так далее.

...И отдел, отвечающий за продвижение репертуара, позвонил в Пермь и поинтересовался, нет ли тут сорта чаю для особых случаев? Почему тут? Потому что сам Антон Павлович сообщил, что действие его драмы «происходит в провинциальном городе, вроде Перми» в своем письме М. Горькому от 16 октября 1900 года…

А в «провинциальном городе» тем временем принялись вспоминать, а какой, собственно, чай могли пить здесь в конце XIX - нач. XX века, к которому относится время действия пьесы?

Конечно, традиционно употребляли черный чай, по-прежнему пользующийся наибольшим спросом, - рассказывает управляющая чайной «Грибушин» Татьяна Маргина. - Знали зеленый, его завозили из Китая и в позапрошлом столетии, но заваривали уже в состоятельных домах. Улун, в принципе, тоже знали, - тогдашний был не такой светлый, как современный «молочный», - и его также могли себе позволить семьи с достатком. Грибушины, основательные чаеторговцы, поставляли и его, но преимущественно он продавался в центральных губерниях.

"Атмосферный" набор премьеры и составили три сорта: черный чай, зеленый и "молочный" (улун); как шутят пермские энтузиасты, потребитель вправе сам выбрать, кто из чеховских сестер свяжется в его представлении с каким из сортов.

Оформление упаковки создавала художник Марина Дмитриева. На разноцветных коробочках также приведены историческая справка о связи Чехова с Пермью, старинная фотография с видом на особняк Благородного собрания, а еще рекомендации по лучшему завариванию ароматного напитка.

Следует знать, что Пермская губерния в XIX столетии была одним из центров торговли чаем в империи. В магнаты выбился кунгурский купец Алексей Губкин, человек, благодаря которому чай стал доступен широким массам населения. Были и семьи с меньшими оборотами бизнеса.

По достоверной версии, прототипами сестёр Прозоровых явились жительницы Перми Оттилия, Маргарита и Эвелина Циммерман, дочери статского советника Владимира Циммермана, потомка немецкого иммигранта, - основательницы и педагоги первой частной гимназии в губернском городе. Антон Павлович мог узнать о них, когда в 1890 году первый раз посетил Пермь, направляясь на Сахалин. 

Спектакль, поставленный Владимиром Немировичем-Данченко в 1940-м, принадлежит к золотому фонду советского театра. Спустя восемнадцать лет после премьеры он производил огромное впечатление и на британскую публику во время гастролей МХАТа в Лондоне в 1958 году.

«Три сестры», единственная сохраненная на исторической сцене постановка одного из основателей Московского Художественного театра, будут идти раз в месяц. Перерождение шедевра Немировича-Данченко произошло в год его 80-летия, 160-летия Чехова и 120-летия самой пьесы.

Одноименный чай продается в двух местах в России: в буфете МХАТ им. Горького и в пермской чайной.