Текст и фото: Игорь Карнаухов/РГ, Пермь
Большой портрет Чехова с автографом, воспроизводящий хрестоматийное его изображение, вознесся над округой на торцевой стене дома № 10 на улице Леонова. Сквозь пенсне смотрит Антон Павлович на город, который посещал и который упоминал в своей прозе и в переписке, с высоты пятого этажа. Высота граффити составила около 4,5 метра.
Создал это изображение Николай Старков. Несколько часов провел он на ветру, стоя в люльке автовышки. День, когда выполнил работу, художник кратко оценил как продуктивный.
Портрет заметен с шоссе Космонавтов — одной из главных городских транспортных артерий, таким образом, каждый пермяк, следующий в аэропорт, на курорт Усть-Качка, в селения Пермского района или на юг края, встретится с вдохновенным взглядом классика.
Примечательно, что, если многомерная композиция, изображающая перекличку Юрия Шевчука с Пушкиным, и портрет Есенина на одном местном «колизее» (который в 2017 году демонтировали) были плодами бескорыстного энтузиазма, а на создание гигантской росписи, посвященной Василию Каменскому, высотой в девять этажей, был выигран грант, то лик Чехова нарисован по заказу книготорговой фирмы.
Там отметили, что предпочли Антона Павловича именно потому, что тот бывал в городе на Каме два раза, а по-другому считая, и три, — однажды его спутали с Горьким, и этот случай попал в газету и в книгу, — упоминал его в произведениях и оставил замечания в письмах.
«Камские города серы; кажется, в них жители занимаются приготовлением облаков, скуки, мокрых заборов и уличной грязи — единственное занятие. На пристанях толпится интеллигенция, для которой приход парохода — событие», — раздражался он в первый раз, когда следовал через всю Россию на Сахалин.
Спустя двенадцать лет Чехов плавал в другое время года уже при другой погоде, и настроение было более благодушным. «…Надо бы нам как-нибудь нанять для всего семейства пароходик и поехать не спеша в Пермь и потом обратно, и это была бы дачная жизнь самая настоящая, какая нам и не снилась», — писал он жене 22 июня 1902 года.
В рассказе «Мальчики» (1887) Чечевицын, он же Монтигомо Ястребиный Коготь, замысливший побег в Америку, строит планы, листая атлас: «Сначала в Пермь…»
Согласно популярной версии, сестры Циммерман, которые держали частную гимназию, и которую, очень вероятно, посетил гость, послужили прототипами семейства Прозоровых из драмы «Три сестры».
«Действие происходит в провинциальном городе, вроде Перми…» — упомянул Чехов в письме А. М. Горькому от 16 октября 1900 года, сообщая о завершении пьесы.
Память о писателе — и о прототипах его героев — и без того почтена в Перми как никого другого из русских гениев. В честь Чехова названы улица, парк, дворец культуры и библиотека. Стоит памятник ему. Здание, где ныне функционирует культурный центр ГУ МВД РФ по Пермскому краю, отмечено барельефом в память об остановке знаменитого приезжего в гостинице при Благородном собрании в 1902 году.
Имеется также мемориальная доска сестрам Циммерман и памятная плита им на старинном Егошихинском кладбище. Скульптурная галерея чеховских персонажей встретит вас и в парке культуры и отдыха, носящем имя прозаика и драматурга.
В прошлом году разбили и Вишневый сад.
Теперь этот ряд пополнила еще одна достопримечательность.