22.04.2020
Мои любимые поэты

Он коллекционировал звезды и реки. Юрий Коваль

Забытые страницы журнала «Рыбоводство и рыболовство»

Юрий Коваль. Река Вишера 1975 год Фото В.Ускова
Юрий Коваль. Река Вишера 1975 год Фото В.Ускова

Текст: Дмитрий Шеваров/РГ

Фото: В. Ускова/Юрий Коваль. Река Вишера, 1975 год

Полвека назад отмечалось 100-летие Ленина. Отвертеться от этого юбилея было немыслимо. Даже такому изданию, как "Рыбоводство и рыболовство".

Тот, кто придумал журналу столь яркое название, был человеком с тонким чувством юмора. Попробуйте-ка произнести с ходу эту скороговорку: "рыбоводство и рыболовство". Ага! Сбились?..

Журнал был органом Министерства сельского хозяйства СССР. При этом его украшал лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Кем же считать рыболовов - пролетариями или тружениками села? Вопрос остается без ответа.

Но вернемся к Ленину. Апрельский номер "Рыбоводства и рыболовства" за 1970 год открывают фотографии озера Разлив под рубрикой "По ленинским местам" и передовая статья "Сосредоточить внимание на нерешенных задачах".

"...Свиносовхоз "Вознесенский", изучив опыт ведения рыбоводства в соседнем с ним колхозе им. Кирова, добился рыбопродуктивности при себестоимости 45 руб. за центнер..."

Как все-таки приятно, что этот журнал через полвека после своего выхода попал в сети "Календаря поэзии"! Золотая рыбка, а не журнал.

Говорю об этом без всякой иронии, ведь почти весь "ленинский" номер "Рыбоводства и рыболовства" был подготовлен моим любимым писателем и поэтом Юрием Ковалем и его друзьями - художником Виктором Беловым, скульптором Николаем Силисом, фотографом Виктором Усковым и поэтом Леонидом Мезиновым.

В ту пору, в начале 1970-х, Юрий Коваль работал в штате редакции "Рыбоводства и рыболовства" и привлекал своих товарищей к сотрудничеству.

Конечно, в рыбном журнале нельзя было снискать литературной славы, но это было по-своему клевое место. Во-первых, там платили гонорар.

Во-вторых, в журнале рыбной отрасли цензура не так рьяно искала крамолу. Ну а в-третьих, и это главное: там, где был Коваль, там было весело.

Позднее Коваль увековечил то счастливое время в повести "Самая легкая лодка в мире". "Рыбоводство и рыболовство" там и упоминается, и цитируется. Коваль и его друзья украшали журнал своими рассказами, рисунками и стихами. Вот и в этом апрельском номере 1970 года после статей "Мастер рыбоводства" и "Хозяева голубых плантаций" напечатаны путевые заметки Николая Силиса "Уральская Одиссея", рассказы Юрия Коваля "Под созвездием Рыбы" и стихи Леонида Мезинова:

На пригорке у реки

Рыбаки рыбачили,

А в речушке судаки,

Судаки

Судачили.

Рыбаки рыбачили,

Кушали сухарики,

А в реке судачили

Судаки-сударики.

У Юрия Коваля тоже есть рыбацкие стихи. Только это стихи не о рыбалке, а о самой рыбе. Ну вот, например, про ерша:

Есть в лесу глубокий пруд.

Камыши вокруг растут.

И колючий, словно шишка,

В том пруду живет ершишка...

Публикации Юрия Коваля в журнале Министерства сельского хозяйства давно всеми забыты и читателям недоступны. Вот почему я так рад поделиться своим уловом - отрывками Ковалиных стихов и прозы из номера "Рыбоводства и рыболовства", вышедшего в свет ровно 50 лет назад.

Под созвездием Рыбы

Мои реки

Я коллекционирую реки.

С удовольствием перебираю в памяти те, на которых побывал, жил на берегу в избушке или в палатке, ловил рыбу, рисовал.

Первое место занимает, конечно, Вишера, которая впадает в Каму. Это настоящая красавица, с течением то быстрым, то плавным, с порогами, с тайгой и с причудливыми скалами... В ней водятся и таймень, и хариус, настоящий хариус, крупный, с фиолетовым плавником, черным лбом и золотым брюхом. Я ловил его. А вот тайменя не ловил, зато видел с лодки, как он дремлет в глубоком бочаге на камнях, увитых охряной водорослью.

О Вишере можно писать и вспоминать сколько угодно, но есть в запасе и другие реки. Ну хотя бы подмосковная речка Ялма, которая протекает в Мещерских лесах. Шириной с болотную канавку, она вдруг разливается великими плесами, на которых осенью берет язь.

Я коллекционирую реки - рисую их, ловлю в них рыбу. Но когда нет возможности выехать из Москвы - я тоскую, удилища сохнут, в альбоме - пусто.

Сны

Мне снятся рыбы.

То вижу я хариуса, выпрыгивающего из вишерской волны, то снится язь с речки Ялмы, банька на берегу, в которой я жил.

Снится голавль, выпрыгивающий за синей стрекозой. Даже ерши снятся - ерши-драконы с растопыренными крыльями-плавниками. На одной иконе с Георгием Победоносцем я видел дракона, у которого были точь-в-точь ершовые плавники...

Мы с Акакием курим на палубе, глядим на звезды, слабые на светлом северном небе. Где-то там и созвездие Рыбы.

- Мне снятся рыбы, - говорю я.

Акакий бросает окурок. Длинной дугой летит он, вспыхивает мгновенной радугой - и гаснет.

- Добрым людям голые бабы снятся, - говорит Акакий, плюнув за борт.

"Рыбоводство и рыболовство" № 2 (март-апрель), 1970.

Поэтическая рыбалка

Плывет по морю

Рыба Карп.

Сидит на Карпе

Поликарп!

За ним

Два бравых

Осетра

Везут Семёна

И Петра!

Плывет по морю

Рыба Килька.

На рыбе Кильке -

Мальчик

Филька!

P.S. Благодарю Юлию Коваль за помощь в подготовке этого выпуска "Календаря поэзии".