24.04.2020
Кино и литература

О сериалах и богах. Часть вторая

Фантастические сериалы 2019 года: что смотреть и что не смотреть на карантине

фантастические-кино-сериалы-на-карантине
фантастические-кино-сериалы-на-карантине

Текст: Дмитрий Сосновский

Фото: «Американские боги»/kinopoisk.ru

О сериалах и богах. Часть первая

Многие россияне, оказавшись запертыми дома из-за разгула эпидемии коронавируса COVID-19, ищут подходящие сериалы, чтобы убить время. Сейчас телерынок развился до беспрецедентных масштабов, и муки выбора неизбежны.

В рамках карантинных рекомендаций мы рассматриваем фантастические телевизионные шоу, среди которых в минувшем году выделилась целая категория: экранизации книг, так или иначе затрагивающих тему отношения человека с высшими силами.

В первой части обзора мы рассказали об одной бесспорно хорошей адаптации («Благие знамения») и одной безапелляционно чудовищной («Американские боги»). В этом выпуске у нас ещё один безусловно достойный внимания сериал и один - на любителя.

«Чудотворцы» / Miracle Workers

Если «Благие знамения» - продукт британской культуры со всеми присущими ей благородными фамильными чертами, «Чудотворцы» - сугубо американская комедия. Тоже - со всеми вытекающими.

Первый сезон, основанный на новелле Саймона Рича, - своего рода «Благие знамения» на минималках. Он рассказывает об ангеле-неудачнике, пытающемся спасти Землю от уничтожения слегка рассеянным и не шибко сообразительным демиургом. Без британцев не обошлось: в роли ангела - Дэниел Рэдклифф, Бога же играет Стив Бушеми.


Это - по-хорошему непритязательное развлекательное зрелище


с щадящим хронометражем и отличными актёрами на главных позициях.

Сериал, кстати, впоследствии превратили в антологию - в начале этого года вышел второй сезон, ставший адаптацией другого текста Рича, и на этот раз посвящённый аналогичной «деконструкции» средневекового мира. Помимо автора, сезоны связывает и актёрская команда, а это - лучшая рекомендация.

«Тёмные начала» / His Dark Materials

Распрощавшись с «Игрой престолов» (приквел мы точно увидим нескоро), канал HBO обратился к поиску нового источника ресурсов для насыщения голодной многомиллионной толпы любителей фэнтези. Тем более что конкуренты не дают передышки - Netflix уже запустил своего «Ведьмака», а Amazon готовит нечто грандиозное по мотивам богатого наследия Толкина. И нашёл - вместе с BBC американский медиагигант замахнулись на адаптацию культовой трилогии Филипа Пулмана.

Это уже не первая попытка перенести на экраны мрачную антиклерикальную сказку воинствующего атеиста с Альбиона. Ещё в 2007-м вышел «Золотой компас» по первой книге цикла «Северное сияние», довольно стильное кино с мощным кастом, но довольно средними даже по тем временам спецэффектами, а это для визуализации мира Пулмана - вещь важнейшая. Планировавшиеся далее экранизации следующих книг не состоялись - то ли «Компасом» авторы были не вполне удовлетворены, то ли возмущённая реакция церкви напугала.

В «Тёмных началах» существует множество миров, в одном из которых развивается основное действие. Он похож на наш, хотя в какой-то момент история там начала развиваться иначе: до сих пор, например,


существует Московия, в Сибири живут дикие и кровожадные тартары, в Скандинавии - огромные говорящие бронированные медведи, а западный мир превратился в царство победившего стимпанка


- с дирижаблями и прочей сопутствующей атрибутикой (тут трудно удержаться от параллели с ещё одной премьерой 2019-го - «Карнивал Роу»). Кроме того, у каждого человека есть «деймон» - физическое воплощение части души, принявшее облик какого-нибудь животного.

Главная героиня - девочка-подросток Лира - в течение трёх книг (плюс приквел, где описывается её младенчество) проживает приключение, суть которого ни больше ни меньше - заговор с целью свергнуть Создателя. Который на самом деле и не создатель никакой, а просто один из ангелов, объявивший себя главным и диктаторски узурпировавшим власть. Такие себе «Хроники Нарнии» наоборот, словом.

До таких глобальных битв в первой книге ещё далеко, хотя HBO и BBC явно торопятся выдать картину помасштабнее как можно быстрее - этим можно объяснить серьёзные изменения в изначальном повествовании. И судя по внешней стороне дела, за серию Пулмана они взялись всерьёз: выглядит чудо-мир действительно отменно.

В чём сериал откровенно проигрывает фильму - так это в касте, и речь не только о нелепом «политкорректном» расовом винегрете среди занимающих важное место в сюжете кочующих цыган. Рут Уилсон всё-таки трудно сравниться с Николь Кидман в образе роковой красотки - сердцеедки миссис Колтер, а замечательный Джеймс МакЭвой куда меньше годится на роль экстравагантного лорда Азриела, чем суровый Дэниел Крэйг. Юная же исполнительница роли протагонистки Дафни Кин пока может похвастаться разве что странным внешним сходством (но, увы, не соответствующими актёрскими навыками) с Эваном Питерсом - впрочем, возможно, у начинающей актрисы ещё всё впереди. Как и у самого сериала, амбиции которого явно пока не реализовались в полной мере.