11.05.2020
Кино и литература

Армагеддон и падение в ад. Герберт Уэллс в кино

Три новые экранизации Герберта Уэллса: что-то пошло не так

Экранизации-Герберта-Уэллся
Экранизации-Герберта-Уэллся

Текст: Дмитрий Сосновский

Фото: kinopoisk.ru

Выдающийся фантаст Герберт Уэллс, оказавший в своё время беспрецедентное влияние не только на жанр хоррора, но и вообще на мышление современников, продолжает будоражить умы по сей день. Его истории, трансформируясь, но не отрываясь полностью от своего автора, снова и снова возвращаются на большие и малые экраны. Не сказать чтобы особенно успешно в последнее время, увы. Цикл материалов о произведениях, вдохновлённых творчеством английского писателя, мы начнём с трёх новейших – одно вышло в кинотеатрах совсем недавно, два других – сериалы, появившиеся в 2019 году.

«Человек-невидимка»

Сейчас все кому не лень делают перезапуски древней классики. Вот и студия Universal в 2017-м перезапустила свою культовую Вселенную монстров фильмом «Мумия». Провалившимся с оглушительным треском. Но студия не сдалась и продолжила «Человеком-невидимкой» – в весьма своеобразной трактовке.

Злоключениям горе-учёного, нашедшего способ стать недоступным человеческому глазу, посвящена целая гора фильмов, так или иначе ориентирующихся на роман Уэллса. Началось всё с картины Джеймса Уэйла 1933 года, запустившего легендарную серию, где нашлось место даже комедиям, а всевозможные невидимки меняли пол, профессию и социальный статус. В 2020 году невидимка оказался банальным психом-абьюзером, не нашедшим своему изобретению лучшего применения, чем преследование своей бывшей.

Бывшую играет Элизабет Мосс, и фокус на её нестандартной внешности – само по себе сомнительное художественное решение, ведь к этому моменту не все ещё оправились от «Рассказа служанки». Но основным недостатком третьей ленты австралийца Ли Уоннелла (до этого снявшего дурацкий третий «Астрал» и довольно неплохой кибербоевичок «Апгрейд») является написанный им же сценарий – дырявый как решето и глупый, как пожилая корова.


Следование модным феминистским трендам, конечно, привлекло повышенное внимание к ленте, но едва ли могло спасти её


– так же, как в случаях новых «Ангелов Чарли» и прочих «Хищных птиц».

«Война миров»

Так совпало, что в 2019 году почти одновременно на свет появились сразу два сериала с одним и тем же названием и сюжетной основой. Один из них сняли на родине писателя. BBC сохранил и оригинальный сеттинг – начало XX века.

Но следовать тексту авторы трёхсерийного телешоу отчего-то не решились. Сохранили зловещие треножники – и на том спасибо, но вот сюжет перелопатили, причём совершенно неясно – зачем. В итоге превратив историю о выживании в нелепую и донельзя затянутую мыльную оперу. Сценаристы насочиняли целую кучу дополнительных линий, в основном связанных с проблемами в отношениях героев, и даже хороший каст – Роберт Карлайл, Руперт Грейвс и другие – ничего тут исправить не может.

Если англичане сохранили время и место действия, приправив сюжет изрядной порцией бестолковой отсебятины, то франко-британо-американский сериал Fox и Canal+ из отсебятины состоит полностью. Собственно,


с книгой Уэллса, помимо названия, его связывает инопланетная атака – а дальше совсем самостоятельная история разворачивается по обе стороны Ла-Манша.


Здесь нет даже треножников, которые зачем-то заменили на некое подобие механических собак Брэдбери (такая компенсация за безобразную экранизацию «451 градуса по Фаренгейту»?).

В центре внимания – несколько выживальщиков с семьями. Интернациональный актёрский состав радует глаз: одни из главных ролей – у таких звёзд, как Гэбриел Бирн и Элизабет Макговерн.

Что могло пойти не так? Да всё, собственно. Живописания вторжения и каких-либо впечатляющих спецэффектов не ждите. А ждите неимоверно тягучий постапокалипсис с бесконечным выяснением отношений (и это при живых «Ходячих мертвецах»!). Да-да, здесь примерно то же самое, только это не трёхсерийный мини-сериал, а полноценный сезон на восемь серий – да ещё и с открытым финалом, явно намекающим на продолжение. Упаси нас бог.