04.06.2020
Рецензии на книги

Ли Миллер — в кадре и за кадром

Книга об одной из самых известных женщин-фотографов XX века, скомпоновать кадры в которой можно было бы и получше

Биография Ли Миллер, главной героини бестселлера «Эпоха света» У. Шарер, действительно просится на страницы книг
Биография Ли Миллер, главной героини бестселлера «Эпоха света» У. Шарер, действительно просится на страницы книг

Текст: Александр Чанцев

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Обложка взята с сайта издательства

Whitneу Scharer. The Age of Light. — UK: Picador, 2019. 376 c.

Биография Ли Миллер, главной героини бестселлера «Эпоха света» Уитни Шарер, действительно просится на страницы книг и экраны. Фотограф, она умудрилась прославиться еще много чем.

В предыстории, как часто бывает, мрачно – дальний родственник изнасиловал ее в 7 лет, заразив гонореей (мать лечила, брезгливо дезинфицируя потом все вокруг, потом всю жизнь ревновала к ее красоте), отец, фотограф-любитель, любил снимать ее и ее подруг полуобнаженными.


Ли стала моделью Vogue и других изданий. Не обошлось без скандала и тут – без ее (вроде бы) согласия фотографии Ли использовали в первой рекламе прокладок, разразился скандал.


Но все перевернула поездка в Париж, Мекку американских творцов и тусовщиков того времени. Собственно, она и имела все шансы стать такой красавицей при великих художественного мира сего, вроде Нико, Аниты Палленберг, Эди Седжвик, Генриетты Мораес и прочих героинь «Фабрики» и лондонских клубов, только в Париже. Тусовки с Тристаном Тцарой, дружба с Пикассо, съемки в фильме Кокто «Кровь поэта» (в роли статуи), роман с Энтони Карузо… Если бы не встреча с Маном Рэем и завидная целеустремленность Ли. Оным и посвящена книга.

Впрочем, в череде подглавок этакими вспышками света немного даны и прочие достижения Ли. Перестав быть моделью, став, сделав себя фотографом накануне и во время войны, она выбирала – будто бы для будущих культурологических работ на актуальную тематику в духе gender studies – своеобразные темы. Например, женщин в военной форме, женщин в тылу, работающих на фронт. Куда потом, преодолев различные препоны, отправилась и Ли – в форме фотокорреспондента. Ее самые известные кадры тоже весьма радикального, пограничного свойства – высадка союзников, вилла Гитлера, первое применение американцами напалма и освобожденный Дахау. В концлагере, как сказано в книге, она снимала, пряча за фотоаппаратом слезы или закрытые глаза.

Дальнейшие годы Ли Миллер не попали в кадр «Эпохи света», а жаль, скучать ни себе, ни другим она никогда не давала. Страдая посттравматическим синдромом, Ли начала пить (впрочем, «сухой закон» она отнюдь не соблюдала и в тусовке дадаистов-сюрреалистов) и выскочила замуж за богатого египтянина. Там в пустынях – интересно, что и Лени Рифеншталь в то время снимала Африку – Ли сняла едва ли не лучшие свои кадры, например, «Портрет космоса». Из Египта она скоро сбежала и осела с новым мужем в Сассексе, куда активно приезжали погостить ее старые парижские дружки Пикассо, Ман Рэй, Генри Мур, Жан Дюбюффе, Доротея Таннинг, Макс Эрнст и др.


В начале 50-х кто-то извлек из закромов новый скандал с ее участием – британская контрразведка MI5 долго пыталась обвинить ее в шпионаже в пользу СССР.


Безрезультатно – ждем открытия архивов и материалов для будущих книг и фильмов о Ли Миллер.

Закончила свою жизнь она более или менее благопристойно: еще до всеобщего помешательства на кулинарных шоу увлеклась кухней народов мира, собрала уйму рецептов, закатывала настоящие пиры.

К сожалению, книга Уитни Шарер центрирована в основном вокруг парижского периода Ли. Оно и понятно, фактуры больше – запутанная любовная история с Маном Рэем, его эротические предпочтения, скандальные вернисажи с Дали, такой смешной Кокто, оргии алкогольные, наркотические, сексуальные и какие только не.

Против этих страниц никто не возражает, конечно, но


Шарер уж точно пишет так, чтобы все феминистские издания тотчас дали ей самые первые призы,


включили в канон фем-литературы. Да, многие кадры Мана Рэя того периода подписаны двумя именами, имела она прямое отношение и к открытию его техники соляризации, но почитать Шарер, так ни Кокто ни одного кадра без Ли не снял, ни вообще сюрреализма во Франции не состоялось бы. Она – стоит за всеми достижениями. И она – уже тогда – полная икона, идеал независимой состоявшейся женщины в неравной борьбе с этими мужскими деспотическими недоразуменями. Ли в «Эпохе света» сама затаскивает всех своих любовников в постель, активно воспитывает Мана Рэя, реализует модель self-made women (отпустит ли тебя Ман Рэй ко мне на съемки, переживает Кокто – так я и не докладываю ему, куда я хожу, гордо ответствует Ли!).

Очень возможно, что такой Ли Миллер и была в действительности. Но если уж феминизм предлагает отказаться от гнета всех гендерных стереотипов, зачем тогда выстраивать повествование в полном соответствии с не самыми, мягко говоря, блестящими канонами женского романа? Ладно, бог с ними, с детальными описаниями каждого туалета Ли и меню всех обедов. Но все эти «Ман Рэй робко подошел… Взял за руки, обнял, посмотрел в глаза… Он не мог оторваться от нее ни на миг…»

Право, сама Ли Миллер заслуживает лучшей компоновки кадров.