26.06.2020

Как пандемия повлияла на книжную индустрию?

Книгоиздатели и книгопродавцы обсудили текущую ситуацию на книжном рынке и меры поддержки, которыми удалось или нет воспользоваться

господдержка книжного бизнеса
господдержка книжного бизнеса

Текст: ГодЛитературы.РФ

Фото: пресс-служба «Эксмо-АСТ»

23 июня состоялось совещание руководителей ведущих издательств и книготорговых компаний, посвященное текущей ситуации на книжном рынке и мерам поддержки для его участников.

Удалось ли участникам книжного рынка воспользоваться мерами господдержки в условиях кризиса? Как поддержать книжную розницу? Как восстанавливать коммуникации с покупателем? Какие совместные акции могут быть наиболее эффективными в текущей ситуации?

Эти и другие вопросы обсудили эксперты.

Для того чтобы проанализировать актуальную ситуацию на книжном рынке, Российский книжный союз, Ассоциация книгоиздателей России, Ассоциация книгораспространителей независимых государств совместно с журналами «Книжная индустрия» и «Университетская книга» провели оперативный опрос, посвященный ходу реализации мер государственной поддержки книжной индустрии.

В опросе приняли участие 180 компаний книжной отрасли. Из них 21% ответили, что им было отказано в господдержке, и 30% признались в том, что меры поддержки для их предприятий не предусмотрены. Таким образом, 51% всех предприятий книжной индустрии не получили и не могут рассчитывать на государственную поддержку своего бизнеса в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Из всех опрошенных только 46% малых и средних предприятий зарегистрированы по ОКВЭДам 58.11 и 47.61 и могут воспользоваться комплексом мер поддержки. Однако на текущий момент только 44% из этих предприятий уже получают господдержку.

Постановления Правительства № 540 от 18.04.2020, № 696 от 16.05.2020 и № 745 от 26.05.2020, опираясь на единичные ОКВЭД, сформировали узкий коридор для получения кредитной помощи компаниями книжной отрасли, что стало поводом для множества отказов. Находятся и другие причины затягивать рассмотрение заявок банками, иногда совершенно необоснованные. С марта 2020 года из-за вынужденного закрытия книжных магазинов российские издатели ежемесячно теряли около 70% дохода. 


В июне озвученный ранее прогноз можно только подтвердить — к концу года книжный рынок может сократиться на 25% от выручки (примерно на 15 млрд руб.), а уже к третьему кварталу можно недосчитаться десятка игроков.


Опрос и статистика ясно показывают, что на фоне ослабления карантинных мер книжный рынок не перешел к восстановлению, а продолжил падение. Причина — в низкой покупательской активности, что приводит к отсутствию положительной динамики в продажах книг. 

На сегодняшний момент остаются закрытыми до 40% книжных магазинов. А наименее пострадали от кризиса те розничные операторы, которые работают в регионах, где книжные магазины закрывались на короткий срок.

Леонид Палько, генеральный директор издательства «Вече», управляющий вице-президент РКС рассказал о том, что Российский книжный союз планирует составить официальное письмо в адрес Правительства с просьбой дать издательствам, книжным магазинам и другим игрокам рынка возможность уточнить коды ОКВЭД, из-за которых многие компании получают отказы в господдержке. Также требует вмешательства ситуация с льготным кредитованием — претенденты на него сталкиваются с множеством проблем.

Михаил Иванцов, генеральный директор объединенной розничной сети «Читай-город-Буквоед», рассказал о том, что потери сети в результате кризиса уже превысили 3,6 млрд рублей, а в целом объем потерь может вырасти до 5 млрд. «Нас отнесли к системообразующим предприятиям отрасли, но реальной помощи мы пока не получили. К тому же на данный момент остаются закрытыми около 30% магазинов сети», — говорит он.

Борис Мусташкин, генеральный директор и совладелец книготорговой сети «Дом книги» и «Книга+», рассказал о том, что на сегодняшний день 10 из 52 магазинов сети закрыты и выручка в июне составила 77% от показателей июня прошлого года. Несмотря на полученную господдержку — льготные кредиты, — магазины испытывают ряд проблем, связанных с расчетами с поставщиками, формированием фонда заработной платы и платой за аренду торговых помещений. «Сегодня нам важно зафиксировать условия работы и сотрудничества. Увеличивать ротацию продукции, в том числе и за счет нового ассортимента», — говорит он.

Анатолий Норовяткин, директор по дистрибуции издательства «Эксмо», рассказал о потерях книжных магазинов, которые в среднем составили в кризис 60—70%. Восстановление продаж в июне идет довольно медленными темпами и составляет порядка 10—15%. Среди ближайших задач игроков рынка, по его мнению, — разработка эффективных маркетинговых программ, в том числе создание отраслевого календаря, ротация ассортимента, новые форматы взаимоотношений с поставщиками и реструктуризация долговой нагрузки, развитие профессиональных компетенций.

Сергей Макаренков, генеральный директор ИГ «Рипол Классик», уверен: «Главная задача — вернуть покупателя в книжные магазины. Но как читателю снова почувствовать магию книжного магазина?..» Большую поддержку, по мнению Сергея Макаренкова, могут оказать федеральные акции, организованные по принципу проектов «Библионочь» или «Ночь в музее», с привлечением социальной рекламы.

Одна из важнейших задач, которые стоят перед издателями - сокращение разрыва между ценами на книги в онлайн- и офлайн-рознице, которая не должна превышать 15—20%. Евгений Капьев, генеральный директор издательства «Эксмо», рассказал: «Мы провели работу по ценообразованию с интернет-каналами и постарались сократить разрыв между ценами в онлайн- и офлайн-каналах, ситуация по книгам «Эксмо» сейчас лучше». Также Евгений Капьев подчеркнул, что книжные магазины должны заботиться о читателе, его здоровье и безопасности и показывать это.